Как создавали мемориальный комплекс на Третьем ратном поле России
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
«Белгородская правда» продолжает знакомить читателей с редкими изданиями из Публичной научно-исторической библиотеки Н.И. Рыжкова на «Прохоровском поле».
Отдельное место в фонде библиотеки занимают книги, за которые их авторы стали лауреатами литературной премии «Прохоровское поле». Важные для писателей и деятелей искусства награды вручают раз в два года во время одноимённых литературных патриотических чтений тут же, на Прохоровском поле, с начала 2000-х.
Идея Николая Рыжкова
В 2013 году одну из премий получили на тот момент сопредседатель (сегодня – председатель) Союза писателей России Николай Иванов и директор военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле» Наталья Овчарова за книгу «Прохоровское поле: Да святится имя твоё».
«Я в качестве соавтора написала несколько статей для книги. С её автором Николаем Фёдоровичем Ивановым у музея-заповедника давние связи. Идея книги – написать о тех делах, которые осуществил за 20 лет попечительский совет «Прохоровское поле», – принадлежала Николаю Ивановичу Рыжкову (его председателю. – О.П.). Попечительский совет создали в ноябре 1993 года. Канву книги выстроил Николай Фёдорович. Он предложил, чтобы всё было осенено как будто покровом Богородицы – и да святится имя твоё, Прохоровское поле. В книге речь идёт обо всём, что сделали на Прохоровском поле под покровительством попечительского совета. В первую очередь, это строительство храма Петра и Павла, а потом дело за делом, созидание за созиданием, и разворачивается повествование», – рассказала Наталья Овчарова.
Это книга о том, как за 20 лет на Третьем ратном поле России возник грандиозный мемориальный комплекс, который расширяется и по сей день: буквально несколько дней назад завершали последние работы в новом музее «Битва за оружие Великой Победы». «Прохоровское поле: Да святится имя твоё» – книга о тех, кто не побоялся рискнуть, взявшись за большое строительство, о тех, чьими стараниями комплекс возведён, и тех, кто не один десяток лет берёг память о погибших тут бойцах и командирах.
А ещё это издание, в котором благодаря большой работе его авторов звучат рассказы из первых уст и упоминаются цифры, факты и истории, до этого, возможно, неизвестные большинству белгородцев. О некоторых из них мы и расскажем.
Русские святыни
Построить храм Святых апостолов Петра и Павла в память о погибших на Прохоровском поле предложил журналист и на тот момент народный депутат РСФСР Виктор Бекетов, уроженец Курской области. Он заручился поддержкой Верховного Совета и Русской Православной Церкви, и 14 июня 1992 года, в праздник Троицы, на участок поля, выделенный под храм, приехали священнослужители во главе с архиепископом Курским и Белгородским Ювеналием. Они отмерили равные расстояния от двух перекрещивающихся полевых дорог. И там, где пересеклись их шаги, владыка воткнул посох: «Здесь стоять храму».
А ранее белгородские газеты призвали начать сбор средств на строительство церкви, и переводы пошли из многих городов. Позже посчитают: к строительству мемориального комплекса причастны более десяти тысяч человек, личные пожертвования внесли более восьми тысяч человек.
Мало кто знает, но открытый в мае 1995 года главный памятник Прохоровского ансамбля – 59-метровая Звонница на высоте 252,2 м – мог стоять в другом месте. Скульптор Вячеслав Клыков участвовал со своей Звонницей в конкурсе на главный монумент для Поклонной горы в Москве. Его макет получил безоговорочное признание, но конкурс внезапно отменили. А спустя время на Поклонной горе установили трёхгранный штык с греческой богиней Никой.
Для Клыкова же смыслом творчества было его собственное высказывание: «Русским людям нужны русские святыни». Поэтому когда в 1991 году руководство Белгородской области обратилось к нему с просьбой увековечить память погибших в танковом сражении, придав при этом Звоннице значение победы на Курской дуге, он согласился.
Легендарная «тридцатьчетвёрка»
А самый первый памятник Прохоровскому сражению установили ещё в 1973 году.
Двумя годами ранее в Прохоровку приехал командующий 5-й гвардейской танковой армией, главный маршал бронетанковых войск Павел Ротмистров. Он предложил к 30-летию Прохоровского сражения установить на постамент танк – легендарную «тридцатьчетвёрку». Нужную машину сам нашёл в Туркестанском военном округе. Правда, с небольшой оговоркой: выпущен этот танк был в 1946 году, а поэтому в войне, конечно, не участвовал.
Прибыв на станцию Прохоровка в феврале 1973-го, танк своим ходом дошёл до районного автотранспортного предприятия, где ему придали вид памятника. На постамент «тридцатьчетвёрку» водрузил механик-водитель – каменщик птицесовхоза «Прохоровский» Георгий Кушнарёв.
А сейчас сложно представить Прохоровское поле без экспозиционной площадки с образцами бронетанковой техники Красной армии времён Великой Отечественной войны. Размещённая недалеко от Звонницы, она органично вписалась в местный ландшафт. Но немногие вспомнят, что сначала привезённая с Урала бронетехника стояла на обочине дороги. Посетителям казалось, что боевые машины рядом с трассой просто сгрузили на временное хранение.
Чтобы привести технику с обочины в «движение», её выстроили на поле в боевом наступательном порядке. Так бронетехника стала полноценным экспонатом.
Колокол единения
В мае 2000 года, накануне 55-летия Победы, на Прохоровском поле встретились президенты России, Украины и Белоруссии: Владимир Путин, Леонид Кучма и Александр Лукашенко. При их участии здесь открыли Часовню единения трёх братских народов.
Главы государств трижды позвонили в Колокол единения, взявшись каждый за свой конец бечевы, сплетённой в цветах флагов их стран. Любопытно, что архитекторы предусмотрели этот момент и заранее связали концы бечевы вместе, чтобы у президентов не получилось тянуть язык колокола каждому в свою сторону.
Больше интересной информации об объектах музея-заповедника «Прохоровское поле» и их авторах – скульпторах, архитекторах, инженерах; об одноимённой премии на лучшее произведение в области литературы и искусства патрио-
тической тематики, лауреатом которой в 2019 году стал, к примеру, заслуженный артист России Владимир Конкин; о том, сколько тысяч писем участников танкового сражения хранится в музее «Третье ратное поле России», можно узнать из книги «Прохоровское поле: Да святится имя твоё».