Лоскутный калейдоскоп. Как Марина Шишканова собирает красоту из кусочков ткани
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
36-летняя Марина Шишканова трудится в Грайворонском доме ремёсел руководителем коллектива самодеятельного искусства. Она учит детишек изготавливать мягкие игрушки, а для неё самой любимым видом творчества стало лоскутное шитьё, которое ещё называют текстильной мозаикой или пэчворком (от англ. patchwork – изделие из лоскутов). Это вид рукоделия, в котором по принципу мозаики цельное изделие сшивают из кусочков ткани.
Научила азам
Марина Александровна ведёт два кружка, в школе и детском саду, в Гора-Подоле, где и сама проживает. Раз в месяц она занимается с малышами из старшей группы детсада. Дошколята ещё не умеют пользоваться иглами, поэтому с ними рукодельница чаще всего делает маленькие игрушки из солёного теста, оригами или куколки-закрутки. А по вторникам и четвергам шьёт текстильные игрушки с младшеклассниками.
А в райцентре умелица уже без детей изготавливает текстильные игрушки и занимается лоскутным шитьём: делает одеяла и панно.
«В школьные годы у меня была очень хорошая учительница по труду Галина Максимова. Она показала, насколько приятно своими руками сшить вещь, научила всем азам, – рассказывает Марина. – Помимо уроков труда, у нас был кружок по рукоделию, где мы вязали и спицами, и крючком и шили. Мне нравилось».
Юная Марина сама сшила себе платье на школьный выпускной. Вместе с педагогом они сделали элегантный гипюровый корсет и длинную атласную юбку, каких ни у кого не было.
Своё дело
После школы девушка поступила в механико-технологический колледж в Белгороде, отучилась на технолога швейной промышленности, несколько лет проработала на белгородской швейной фабрике «Россиянка», а потом ушла в декретный отпуск и вернулась к родителям в Грайворон.
На малой родине Марине Александровне однажды предложили попробовать себя в качестве мастерицы дома ремёсел. Она согласилась и работает здесь уже больше десяти лет. Сначала с мастерицей делала сценические костюмы, потом нашла свою стезю.
«Каждый в нашем доме ремёсел занимается своим ремеслом, – объясняет рукодельница. – Кто‑то вяжет, кто‑то вышивает, кто‑то валяет из шерсти, а я решила поэкспериментировать с лоскутным шитьём, так как это искусство больше остальных связано именно с шитьём. И это дело пришлось мне по душе».
Квадраты и полоски
На изготовление одного одеяла уходит в среднем месяц. Собрать – полдела, потом его надо ещё и простегать с утеплителем. А начинается работа с поиска идей в Интернете. Когда что‑то нравится, лоскутница ищет подходящие ткани, затем рассчитывает количество деталей.
Базовый элемент любого изделия в пэчворке – блок. Он встречается абсолютно в каждой вещи, выполненной в этом стиле, будь то плед, подушка, наволочка или прихватка для кухни.
Сначала мастерица делает заготовки – полоски материи: квадраты, треугольники и шестиугольники. Элементы сшивает между собой по рабочей схеме, в результате получается блок с тематическим принтом. Потом несколько блоков сострачивает друг с другом, формируя задуманную вещь.
«На разных блоках рисунок может быть одним и тем же, но, к примеру, отличаться оттенками ткани. Задача – собрать из них единую красоту».
Всё пригодится
Есть изделия, в которых кусочки ткани пришивают к общей основе, а есть такие, где все детали просто сшивают между собой. Можно использовать остатки от других работ или купить новую ткань.
«Сейчас есть очень красивые японские и американские ткани для лоскутного шитья. Кусочек 0,5 на 1,5 метра обойдётся рублей в 500, – подсчитывает Шишканова. – Наши российские бязь и ситец очень рыхлые и тонкие, а у «американок» совсем другая фактура, они лучше держат форму. Выкроишь треугольник из нашей ткани, и он может по косой сильно деформироваться, а «американки» не так растягиваются. И расцветки красивые, яркие».
С зарубежными тканями Марина Александровна пока не экспериментировала, а вот изделия из старых вещей шила. В ход пошли даже тряпочки из бабушкиных закромов. В лоскутном шитье всё пригождается, ведь в нём можно сочетать материалы с разной толщиной и фактурой – этот стиль называется крейзи-квилт.
Чтобы получилось не просто яркое полотно, а настоящее одеяло, изделие нужно утеплить. Шишканова использует синтепон – это самый дешёвый материал.
«Сверху кладёшь готовое полотно из сшитых лоскутков, сначала закалываешь булавками, проверяешь, чтобы ничего не торчало, не было складок, а потом стегаешь. В зависимости от одеяла стёжка может быть и ручная, и машинная», – говорит лоскутница.
Лоскуты на Волге
Рукодельница не пропускает тематические конкурсы. Так, перед началом карантина мастера Грайворонского дома ремёсел побывали в городе Лиски Воронежской области, где поучаствовали в III всероссийском фестивале-конкурсе национальных культур и искусств «Град мастеров». Там Марина Шишканова стала лауреатом II степени в номинации «Лоскутное шитьё». Награду принесло одеяло, которое она назвала «Калейдоскоп».
Сейчас грайворонская мастерица находится в самоизоляции и работает дома над очередным одеялом из лоскутков. Она хочет поучаствовать с ним в большом фестивале «Волга-квилт» – это фестиваль лоскутного шитья и вязания, который пройдёт в августе в Нижнем Новгороде. Организаторы обещают 2 тысячи квадратных метров выставки работ мастеров из России, Белоруссии, Бразилии, Германии, Казахстана, Канады, Кипра, Польши и других стран. Но мы, конечно, будем болеть за землячку.