Не бита, не крашена? Как выбрать авто с пробегом
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Покупка машины б/у – всегда лотерея. С виду сияет, будто только из салона, но проходит месяц – двигатель нагревается, появились посторонние шумы, мощность упала…
Вариантов облапошить покупателя куча: от махинаций с ПТС до завышенной цены. Как раскусить перекупщика и где «пробить» покупку, расскажем в следующий раз, а сейчас остановимся на визуальном осмотре – вместе с автомехаником Евгением Чебаком, на счету которого шесть проданных машин.
Что берём на осмотр
Это только дарёному коню в зубы не смотрят, а «ласточку» нужно пощупать досконально, и лучше на яме. Но гонять на станцию каждый потенциальный вариант разорительно. Разумнее отправлять на диагностику ту, что уже готов купить. А на первый осмотр бери с собой:
- помощника (удобнее проверять фары, габариты и т. д.);
- толщиномер, чтобы найти зашпаклёванные места (цена от 2 тыс. рублей, но покупать его на раз не имеет смысла, лучше одолжить);
- фонарик с обычной лампой накаливания (светодиодные хуже показывают разноцвет);
- зеркальце;
- отвёртки;
- тряпку, чтобы подложить под колени.
Кузов
Самая дорогая деталь. Присядь возле фары и огляди борт машины, под этим углом лучше видны «подшаманенные» места. Там, где сомнительно, – тычь толщиномером. Правда, иногда машины красят специально под прибор или ремонтируют незначительные повреждения по КАСКО. Но у перевёртыша элемент будет заметно отличаться по толщине лакового слоя. Если в одной части крыла прибор показал 150 мкм, а в другой 250 мкм – деталь однозначно красили.
Понять, что авто перекрашивали, можно по:
- отличию цвета крыла и под капотом;
- иному оттенку под резиновым уплотнителем стёкол, дверей (для этого слегка отверни его);
- каплям краски на кузове.
Прилегание подкрылков, складки на металле под обивкой багажника, стыки между капотом и крыльями, стойками и дверями сразу сдадут аварийное прошлое. Технические зазоры должны быть равны с обеих сторон, с одной шириной по всей длине. Если одна из них кривая – высок риск, что машину били. На неродную деталь укажут и сорванные грани болтов – приглядись к ним. И ещё: недочёты часто маскируют под наклейками или граффити. Но, как говорится, сколько «Жигуль» не тюнингуй – «Мерседес» не получится.
Посмотри, не «зацвели» ли те же уплотнители, а также подкрылки и пороги – там коррозия проявляется быстрее, хотя у каждой тачки свои больные зоны. Пока ржавчина не добралась до силовых элементов, это косметическая проблема (решается проще и дешевле).
Открой каждую дверь. Если на какую‑то потребовалось больше усилий – нарушена геометрия кузова. Если заедает задняя – перед тобой ветеран такси (чаще всего это «Логаны»). Задери верхнюю резинку у двери, если там не точечная сварка (такую делают на заводе) – крышу меняли. Днище аккуратно ткни отвёрткой: что‑то посыпалось – беги, осмотр закончен.
Салон
Честнее всего расскажет о пробеге. Видишь просевшее водительское сиденье, кошмар под чехлами, затёртые руль, подлокотник, рычаг переключения скорости, накладки педалей, а тебе втирают, что машина и сотни не прошла, говори продавцу: до свидания. Поменять части после скрутки пробега могут, но не все же!
Стёкла должны останавливаться на уровне уплотнителей. Проверь маркировку каждого: совпадают ли с годом изготовления авто? Если поменяно одно – бог с ним, если разные все – машина кувыркалась. Треснутая «лобовуха» – повод проверить, не повело ли кузов, даже если тебе рассказывают о камешке, вылетевшем из‑под колёс фуры.
Не поленись задрать коврик: хорошо, если там сухо. Проверь регулировку сидений, световые приборы, стеклоподъёмники, дворники, омыватели и вообще всё, что включается и крутится. Здесь самое дорогое – климатические установки. Если неисправен кондиционер, радиатор печки, испаритель – ремонт влетит в копейку, проси скидку.
Включи зажигание и вглядись в панель: может, одну из аварийных лампочек просто вывернули, чтобы скрыть дефект дорогостоящей штучки. Поверни ключ на пол-оборота – лампы низкого уровня масла и аккумулятора красные. После старта – перестают гореть.
Погадать о прошлом помогут ремни и подушки безопасности. Если ремень висит лапшой – значит, уже срабатывал, было ДТП. Его дата также должна совпадать с датой выпуска авто. Не совпадает – значит, меняли, опять же скрывают аварию. Дальше заведи и смотри на датчик индикации подушки безопасности. Он должен вначале загореться, потом погаснуть, если не загорается вообще, значит, там стоит резистор или лампочки просто нет. Вывод: либо вмешивались в электронику автомобиля, либо подушка уже стреляла.
И дым отечества…
Густой белый дым символизирует не только выборы Папы в Риме, но и неисправность в камерах сгорания (возможно, туда попадает антифриз). Чёрный дым из глушителя – это проблемы топливной системы, синий – двигатель жрёт масло. Любой из признаков может привести к капитуляции мотора, а значит, к конским расходам. В идеале дым должен быть бледно-сизого цвета. Впрочем, в морозную погоду этот показатель ненадёжен.
Открой капот и понюхай воздух – плохо, если в нос резко ударит запах бензина. Ещё хуже, если двигатель кристально чист – перекупы моют его, чтобы скрыть следы неисправностей (например, протечку прокладок). Если он, как и полагается, просто пыльный, глянь, нет ли на нём следов масла или тосола. Кстати, в масле не должно быть пузырьков или частиц металла. С нажимом проведи тряпкой по крышке для залива – ржавчина или чёрный налёт расскажут, что с двигателем были конкретные проблемы. Попробуй с фонариком дотянуться до выпускного коллектора двигателя: если он тёмно-коричневый – явно прошёл больше сотки.
Заведи, погазуй и послушай мотор на «провалы», посторонние звуки, дребезжание, металлический скрежет. На прогретом двигателе попроси помощника резко и до упора нажать на педаль газа, а сам в это время подставь тряпку к выхлопной трубе – на ней не должно быть влаги и маслянистых пятен.
Попроси помощника (желательно помощнее) резко нажать на крыло и отпустить. Машина должна подняться, слегка опуститься и снова подняться. Если качели продолжаются – амортизатор в хлам. Можно проехать по «лежачему полицейскому»: чем меньше будет колебаний, тем лучше. Иначе будешь клевать носом в руль при каждом торможении.
Осмотри диски на люфты (для этого понадобится домкрат), вмятины и трещины. Если покрышки неравномерно изношены – перекошена подвеска или кузов. Помутневшие фары выдают большой пробег, а свежие при пробеге от 100 тысяч – повод задуматься.
Проедь по луже или снегу, потом проверь следы: симметрично ли движутся задние и передние колёса? Попробуй проехать несколько метров по прямому ровному участку, отпустив руль, – машину не должно уводить в сторону.
Если хотя бы этот фейсконтроль автомобиль прошёл, есть смысл оплатить полноценную проверку – без неё не бери, а то рискуешь остаться без денег и с горой металлолома на руках.