Как люди с инвалидностью снимают пластилиновые мультфильмы
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Год назад в библиотеке № 19 Белгорода открыли мультстудию «Семицветик», где люди с ограниченными возможностями здоровья создают мультфильмы. Холодный пластилин оживает в тёплых руках: становится внучкой из «Репки», рыжим котом из «Воробьишки» или молчаливым солдатом Алёшей из мультфильма, который сейчас снимают ко Дню Победы.
Другие ценности
Надежда Михальчук – заведующая единственной в городе библиотекой, которая работает с людьми с инвалидностью. У входа установлена кнопка вызова персонала и подъёмник для инвалидной коляски. По вторникам вместе с родителями сюда приходят заниматься юноши и девушки с ментальными нарушениями здоровья. Они читают книги, ставят спектакли и лепят героев для мультфильмов.
«У нас две группы: младшая и старшая от 18 лет, но всех я называю детьми. В младшей занимаются школьники. Во время работы они сидят тихо. У старших шумно. Ребята с ОВЗ приходят сюда пообщаться», – рассказывает Надежда Евгеньевна.
Команда общественной организации «Тепло души», которая помогает семьям с детьми-инвалидами, познакомила ребят с библиотекой. Проект мультстудии разработали специально для них.
«Задумка была давно. Не было постановщика – путеводной звезды, которая подсказала бы нам, как технически сделать работу. В библиотеке оформлял выставку художник Евгений Иванов, в разговоре случайно выяснилось, что он проходил курсы мультипликатора. Он согласился нам помочь, несмотря на то, что работает в художественной школе. Евгений Алексеевич познакомился с детьми и решил, что с пластилином легче работать: он пластичный, мягкий, его можно ломать, гнуть. Лепка успокаивает и развивает мелкую моторику, а это влияет на развитие речи».
«Можно сказать, мы первопроходцы, немногие работают с пластилиновыми мультфильмами, – замечает Евгений Иванов. – В училище мы делали декорации для пьес в театре. На одной из практик я попробовал для себя снять пластилиновый мультфильм. На этом всё закончилось. Когда пришёл сюда, даже самооценка поднялась. Сам инвалид второй группы, и в жизни случалось, что не к кому было обратиться за помощью».
Я знаю, на что способны обычные дети и дети с заболеваниями, которые пытаются себя перебороть. Мне интереснее работать с ними потому, что они приходят сюда сами и из ничего делают работу, которую можно показать на большом экране. В моей школе возмущаются: «Почему вы у нас не делаете мультфильмы?» Там школьники прячут под партой телефон, а я стою над ними, как Цербер. У ребят из группы тоже есть телефоны, но они их не достают. Здесь проявляются другие ценности.
Задействовать всех
На круглом столе ребята вместе с наставниками придумывают тему для мультфильма. Для первой работы выбрали сказку «Репка»: историю знают многие, и героев хватает. Команда читает книгу, обсуждает сюжет, героев и декорации. Надежда Евгеньевна пишет сценарий, а Евгений Алексеевич продумывает, как снимать мультфильм. Затем ребята начинают лепить.
«Мы стараемся задействовать всех. Дети без каких‑то умений разогревают и разминают пластилин. Это ненавязчивое обучение: сейчас ребята уже понимают, какой должна быть фигурка, и уточняют только размер. Для крупного плана мы делаем похожие детали, только большие. Мы со школьниками снимали «Курочку Рябу», и по сценарию курица клюёт зёрнышки. А дети спрашивают: «Как же она без цыплят?» Я бы не придумала. Когда по сюжету мышь разбила яйцо, мы сделали яичницу, а рядом положили скорлупки. Дети лепят буквы своих имён для титров. А в «Воробьишке» у нас птичка летала на натуральном волосе – Маша его сама дала, – заведующая поглядывает на девушку с длинной косой».
Руководители сидят за столом и лепят вместе с детьми:
«У ребят нет понятия «сроки», если не успеваем – доделываем сами, – признаётся Надежда Евгеньевна. – Сам процесс съёмки им не так интересен потому, что мы переставляем фигурки по сантиметру. Но несколько человек берём в ассистенты».
Объектив, мотор!
В кабинете заведующей стоит фон из картона и пластилина. На него крепят фигурки и фотографируют каждую перестановку. Мультфильм из фотографий легче монтировать:
«Сделали движение, руки убрали, отошли, я сняла. Переставили. Всё становится понятно, когда смотришь в экран фотоаппарата. Например, для мультфильма ко Дню Победы мы сделали спецэффекты: на трубочку повесили блестящий дождик и кусочки бумаги. Мы не поймём, что это ливень и снег, а на камеру смотрится очень естественно», – объясняет Надежда Евгеньевна.
Мультфильм «Репка» снимали три месяца. Двухминутный ролик может состоять из 200 снимков. А на одну перестановку может уйти полтора часа работы:
«Мы отсняли мультфильм, но есть один размытый кадр, из‑за которого приходится лепить и ставить заново, – рассказывает Евгений Алексеевич. – Часть героев оставляем, но когда материала не хватает, приходится кем‑то жертвовать».
«Рыжего кота из «Воробьишки» разобрали. Жалко, такая наглая рожа была», – вздыхает режиссёр.
Надежда Евгеньевна монтирует видео в простой программе на компьютере и записывает текст на диктофон в телефоне.
«Когда снимали «Воробьишку», намучались с озвучкой. Текст читал мужской голос, но в нём не было изюминки. Звонкий голос ребёнка подошёл идеально. Озвучивать получается не у всех: кто‑то не говорит, у кого‑то могут быть проблемы с речью, а мы стараемся, чтобы работу можно было показать и послушать. Поэтому я требую, чтобы ребята чётко проговаривали слова и окончания. Когда нужно, прошу сказать быстрее или медленнее, с радостью или испугом. Я вижу, как они двигаются в спектаклях, читают стихи. Мы учимся владеть голосом, тренируем память и эмоции – это развивает умение вести себя».
Надежда Михальчук в библиотеке № 19 уже 12 лет, рассказывает, что поначалу ей тяжело было установить контакт с детьми:
«У меня был только опыт матери. Около года мы знакомились. Теперь мы семья даже в буквальном смысле. Наша сотрудница вышла замуж за брата одного из детей. Бывает, что дети влюбляются. Они делятся со мной переживаниями и радостями. Мы можем вместе посмеяться и поплакать. Есть ошибочное мнение, что больными дети рождаются в неблагополучных семьях. У нас все родители порядочные, есть дети из очень богатых семей. Жалеть нельзя, нужно быть с ними на одной волне».
Стоп, снято!
Команда мультстудии сняла два мультфильма и выложила в группу библиотеки во «ВКонтакте». Два ролика монтируют, а мультфильм о войне закончат ко Дню Победы:
«Когда мы устраивали презентацию второго мультфильма, некоторые не знали, что его сделали дети с ОВЗ, и были этим ошарашены. Мультфильм о памятнике Алёше будет первой серьёзной работой. Мы слепили фигуру обелиска по силуэту настоящего памятника. Вместе запишем для него песню «Белеет ли в поле пороша». Хотим отправить работу на конкурс».
«Дети смотрят мультик и говорят: «Это я слепил!», «Это я озвучил!», «А это моё имя!» Даже те, кто не принимал участия в съёмке и поработают в другой раз, скачивают видео и пересматривают семьями».
«Надеемся, они не бросят это занятие. Слышал, есть студии для людей с ограниченными возможностями, где они могут преподавать. Через годы вы ещё услышите их имена. Кандинского и Дали поначалу тоже считали не от мира сего», – уверен Евгений Иванов.