Великая война в образах. Какой видели сто лет назад Первую мировую её современники
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
«Белгородская правда» продолжает знакомить читателей с редкими книгами из «Публичной научно-исторической библиотеки Н.И. Рыжкова на «Прохоровском поле». Эта библиотека, основанная Николаем Ивановичем в 1995 году, находится в Прохоровке – в здании культурно-исторического центра музея-заповедника «Прохоровское поле».
Очевидная редкость
В прошлом году в библиотеке открыли музей редкой книги. Большая часть таких книг находится в хранилище, покидая его время от времени в качестве экспонатов на выставках. Посетителей библиотеки знакомят с редкими книгами, устраивая тематические экспозиции. А отдельные издания составляют постоянную экспозицию музея.
В фонд редкой книги включают те, что старше ста лет; малотиражные – то есть такие, что вышли ограниченным тиражом и сами по себе предмет коллекционирования; экземпляры с автографами великих людей; издания в особом полиграфическом исполнении.
По трём из четырёх критериев в их число вошёл альманах «Великая война в образах и картинах». Его номера издавали в Москве с начала Первой мировой войны в 1914 году и по 1917 год. Альманах распространяли по подписке. Сами издатели (в свет «издание Д.Я. Маковского» выходило в товариществе типографии А.И. Мамонтова) называли его «роскошным художественным».
«Если вы видели владельческие библиотеки, то наверняка обращали внимание, что все книги в них, как правило, переплетены в кожу одного и того же цвета с определённым тиснением, с особыми вензелями», – говорит заведующая «Публичной научно-исторической библиотеки Н.И. Рыжкова на «Прохоровском поле» Марина Будакова.
И этот альманах его хозяин переплёл для собственной библиотеки. Конечно, не сам, а отдал переплётчику. Наверняка аналогично поступили и другие владельцы. К сожалению, определить их количество сложно: тираж каждого выпуска в выходных данных не указан. Можно полагать, что от номера к номеру он менялся: на протяжении трёх лет выпуска издатели вели, что называется, подписную кампанию.
А прочие характеристики издания описаны детально:
«Великая война в образах и картинах» выходит выпусками не менее 48 стр. в каждом, формата 33 х 33 сант.; три четверти составляют репродукции с картин, собственных фотографий, рисунков и кроки с натуры указанных художников. Бумага веленевая (фотографии, рисунки), картонная (наклейки) и слоновая (текст). В каждом выпуске будет помещено несколько многокрасочных рисунков, исполненных 4-цветным способом на отдельных листах».
Заявляя издание «повременной хронологической иллюстрацией настоящей великой войны», его учредители обещали выпускать номера около двух раз в месяц. Получилось или нет, проверить тоже сложно: дату и месяц выхода очередного экземпляра в свет на нём не ставили. Указывали только год.
Также читателям сообщали, что историю событий войны взял на себя труд написать «генерального штаба полковник А.Д. Шеманский».
Сам участник Первой мировой, Анатолий Дмитриевич Шеманский работал редактором и помощником главного редактора журнала «Военный сборник» и газеты «Русский инвалид». В 1918 году он добровольно вступил в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. Умер во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде.
Выходили выпуски в свет под редакцией «Ив. Лазаревского». В разные годы с художественным отделом альманаха сотрудничали известные художники Константин Маковский, Николай Рерих, Евгений Лансере и другие. Художник-баталист Николай Кравченко, чьи работы включили в первый выпуск, находился в то время «на театре военных действий». В военно-литературный отдел привлекали экспертов-военных, философов, публицистов (в частности, Алексея Толстого) и даже сербского посланника.
Трагический дух
«Первой мировой войной» широкомасштабный вооружённый конфликт начала XX века стали называть только после начала Второй мировой. Тогда же это название и укрепилось в историографии. До этого в её отношении звучало определение «Великая война». В Российской империи наравне с ним существовали названия Большая война, Вторая Отечественная, Германская война…
«Великой» войной Первую мировую называют из‑за количества стран-участниц и неимоверного числа жертв: воевало 57 государств, погибли 30 миллионов человек. Она привела к революциям и гражданским войнам. После Великой войны перестали существовать четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская.
Уникальность альманаха в том, говорит Марина Будакова, что он не просто образец книгоиздания начала XX века. «Великая война в образах и картинах» – пример агитационной работы в немирный период.
На первых его страницах писатель и поэт Алексей Толстой объясняет:
«Называют эту войну Мировой и Великой; думается мне, оба эти слова ещё не обозначают ни величины армий, исчисляемых миллионами солдат, и ни того, что эти солдаты свозятся к полям битв со всего света – из Африки, Азии, Канады, Австралии, но Мировая и Великая эта война потому, что под её ударами рухнуло очарование железной культуры и вновь был пробуждён к жизни трагический дух».
Обращение к читателям будущий автор «Аэлиты», «Петра Первого» и «Гиперболоида инженера Гарина» завершает уверенно:
«Вынувший меч – от меча и погибнет. Такова участь Германии, таков конец её императора, пожелавшего взять на себя власть над человеческим духом, власть сатаны».
Крылатый союз
В предисловии к первому выпуску «Великой войны в образах и картинах» Алексей Толстой, видимо, под влиянием патриотических чувств, поэтизирует войну:
«Мир ясного разума романских народов коснулся буйного, ещё хаотического славянства – мира духа, и обе эти культуры – древнейшая и самая молодая – соединяясь, как два крыла, вошли в борьбу с людьми, одержимыми демоном механики, неслыханными ещё варварами, чьё имя теперь не хорошо поминать.
Всё возвышенное, героическое, идеальное, всё, что ищем в глубине духа, находим в туманах истории – отошло к крылатому союзу. И всё земное, жестокое, тёмное – остервенение и варварство, осталось при наших врагах».
А генерал от инфантерии Михаил Ботьянов свою статью о цели войны начал так:
«Происходящая война решена была в Германии давно. Там к ней систематически готовились, желая раздавить своих соперниц, Францию и Россию. Однако расчёты наших врагов, несмотря на всю их планомерность, не оправдались».
В том же духе выдержаны и другие аналитические статьи первого выпуска альманаха. Их авторы уверены в том, что война продлится недолго и завершится для России успешно. Победный тон на его страницах (что интересно, нумерация у них сквозная) будет звучать ещё как минимум полтора года. Иногда сгущая краски, альманах знакомит тех, кто будет держать издание в руках, с основными действующими силами и отдельными персонажами.
Вот что пишет полковник Шеманский в обзоре альманаха «Великая война…»:
«С 19 июля государства Европы, да и всего света, стали группироваться в три лагеря:
Воюющие: Россия, Франция, Германия, Австрия, Англия с Японией…
Защищающие свой нейтралитет: Бельгия, Швейцария, Дания, Норвегия, Голландия…
Выжидающие выгодных для поживы обстоятельств: Болгария, Турция, Румыния, Италия, Швеция или выжидающие почётного и лестного посредничества: Соединённые Штаты… и безразличные: Китай, Ю. Америка…».
«Надо помнить, что это агитационный материал. Его страницы оформлены в имперском стиле: двуглавый орёл, скипетр и держава, царская корона. На одной из первых – портрет государя Николая Александровича, – показывает Марина Будакова».
В альманахе опубликована телеграмма верховного главнокомандующего Великого князя Николая Николаевича:
«Очень тронут, сердечно благодарю состав редакции издания за молитвы и верноподданнические чувства».
Марина Николаевна заостряет внимание на иллюстрациях, которыми богат каждый выпуск альманаха. Фото-
хроника военных действий (здание германского посольства в Петрограде, фотографии царских министров и другие) перемежаются с плакатами и снимками с театра военных действий. Многие из последних предоставил редакции «Великой войны в образах и картинах» штабс-капитан Сергей Корсаков, военный фоторепортёр, в годы войны сотрудничавший со многими российскими и зарубежными еженедельными изданиями.
Интересно, что часть иллюстраций в номера альманаха вкладывали отдельно, предлагая читателям самим вклеить их на оставленные на страницах для этого места.
«Обратите внимание: наклеивали не только репродукции картин, но и фотографии. Люди предполагали, что эту книгу будут читать через 100 лет, – считает Марина Николаевна. – Изображения наклеивали не по всему периметру, а только сверху, чтобы с годами, когда клей усыхает, фотография не деформировалась и оставалась в том состоянии, в котором есть и сейчас».
12 рублей за выпуск
«Редколлегия делала всё для того, чтобы читатель своими глазами увидел, что представляют собой армии противников», – продолжает Марина Будакова.
В объектив военных фоторепортёров попадают линии фронта, сожжённые деревни, идущие на Пруссию казаки, страдающее мирное население, новейшие для того времени танки, дредноуты и заводы, где их производили. Пишут о войне на море, сообщают о гибели крейсера «Паллада», размышляют о русской женщине и войне, о патриотизме и национализме, анализируют положение на фронтах.
Вот что пишет в статье «Россия и Турция» И.Н. Бородзин:
«Дело в том, что экономические и даже боевые запасы Германии и Австрии постепенно истощаются. Пополнить их нельзя, потому что эти государства почти совершенно отрезаны от мировых сообщений. Между тем союзники, наоборот, постоянно пополняют свои боевые силы. Россия и Франция создают новые армии, Великобритания формирует новые корпуса.
Со всех краёв света поступают предложения о снабжении союзников той или иной статьёй боевого материала или экономических продуктов.
Удовлетворение этих предложений возможно, потому что Франция, Англия и даже Россия могут пользоваться морскими путями сообщения для своих потребностей военного времени».
Подписка на альманах стоила недёшево: 12 рублей. А с доставкой по европейской России – 14 рублей. Для сравнения: томик из выходившей в то время в издательстве Павленкова серии «Жизнь замечательных людей» стоил 25 копеек.
«Если вы подписываетесь на это издание, то нужно внести задаток – 1,5 рубля. Потом вам доставят выпуски по почте, но за счёт заказчика, – объясняет Марина Николаевна. – Скорее всего, его читатели были людьми среднего класса. Известно, что этим экземпляром владел доктор».
К мировой катастрофе
Второй том альманаха, как пишет редколлегия в программной статье, «обнимал» события второго и третьего годов войны. Он вышел в декабре 1917-го. Его составители, уже называя войну «мировой катастрофой», сообщали читателям: абсолютизм в России рухнул и это – одно из следствий войны. Поэтому перемены случатся во внутреннем строе не только русского государства, но и других воюющих стран.
Из обращения редакции к читателям:
«Калейдоскопичность событий лишает возможности нас, современников великого переворота, уследить за всем, многое, чрезвычайно важное и характерное ускользает от нашего внимания, а между тем всё это нужно сохранить и для своей памяти, как участников событий, и для тех, кто будет потом изучать нашу эпоху, без сомнения, одну из величайших эпох мировой истории.
Запечатлеть всё это, сохранить «в образах и картинах», дать наглядную иллюстрированную хронику великих событий не только на фронтах, но и в тылу воюющих держав – вот та задача, которая теперь встала перед редакцией «Великой войны в образах и картинах».
От событий внешних издатели переходят к тем, что происходят внутри страны. Открывает выпуск статья «Революция и армия». Затем на его страницах фотохроника революции в Петрограде и Москве.
Издатели заявили, что теперь в альманахе найдётся место и для изображения подлинной правды войны, запрещённого ранее цензурой, и для хроники строительства «в величайших муках» новой России. В связи с этим они планировали переименовать издание в «Великую войну и Наши Дни в образах и картинах» и обещали читателям, что:
«…третий том «Великой войны и Наших Дней в образах и картинах» явится не только заключительным в смысле освещения событий войны, но он даст полную картину и всех отражений войны в жизни всех воюющих государств, и подписчики всех трёх томов получат такой полный материал, какого до сих пор ещё не появилось на русском книжном рынке».
Как мы знаем сейчас, третьего тома не случилось.
…«Великая война в образах и картинах» пока музейный экспонат. Но библиотека даёт возможность заинтересованным читателям полистать редкие книги. Правда, в электронном варианте: хранящиеся в фонде редких книг издания здесь оцифровывают. Возможно, скоро в их число попадёт и альманах.