В Белгородском художественном музее состоялась выставка к 80-летию Ивана Чернышёва
-
Галина Половина
-
Белгородские известия
-
Галина Половина
-
Белгородские известия
«Вот так и живём…» Этот автопортрет-размышление Ивана Фёдоровича, написанный к 75-летнему юбилею, – своего рода отражение жизненного кредо автора и подведение черты под очередным этапом большого творческого пути.
Он «так и живёт» все эти годы, как и 50 лет назад, не мыслит ни дня без творчества, так же пишет картины, участвует с ними в различных выставках и конкурсах всероссийского масштаба и не перестаёт удивлять.
Иван Чернышёв родился на Белгородской земле в селе Новооскочное в 1940 году. Учился в Харьковском художественном училище. В 1969 году в Курске на выставке «Край чернозёмный» появилась его первая работа «Пейзаж с гусями». Написанная энергично и выразительно, в тёплой гамме красок осенней палитры, она заявила об авторе необычном, интересном, обстоятельном.
В 1972 году – участие во Всероссийской выставке «По родной стране» в Москве. Чернышёв – первый художник от области, который прошёл на выставку в раздел живописи картиной «Осень на Белгородчине». Прошло почти 50 лет с тех первых крупных выставок. За это время живописец стал членом Союза художников, создал сотни полотен, был участником многих самых престижных художественных смотров страны.
В его живописных полотнах нет помпезности, но есть понимание своих корней и места, где он живёт, что любит. В его картинах всегда остро ощутимы живые оттенки природы даже самых скромных уголков родной земли. В 1970–1980-е годы Чернышёв создал ряд крупномасштабных развёрнуто-повествовательных полотен с сюжетами из жизни белгородской деревни («Колхозный праздник», «Свадьба», «Выходной», «В день 9 мая»). Отказавшись в те годы от реалистически-фотографического формата художественной культуры, намеренно упрощая рисунок, он в то же время был очень точен в деталях: обстоятельных характеристиках фигур, поз, жестов своих персонажей.
Несмотря на серьёзное отношение художника к жанровой картине, центральное место в творчестве Чернышёва занимает пейзаж. Иван Фёдорович – пейзажист по определению изначальному, ибо через пейзаж он выражает тончайшие оттенки и нюансы своей души, святое чувство любви к своей земле, её природе. Особенно в этом убеждают работы, написанные художником в последние два десятилетия. Многочисленные, уютные и не очень дворики с кривыми сараями, скромные тихие уголки сельских огородов и садиков, очень камерные (и по формату, и по сути), непритязательные по красоте мотива, они написаны с трепетом и какой‑то эмоциональной, молодой свежестью.
Иван Фёдорович, глубоко русский художник, родившийся в белгородской глубинке, выражает свою радость и боль во всеобъемлющем чувстве любви и к родной природе, и к людям, живущим на его родной земле, не только в пейзажном жанре. Он и сегодня пишет жанровые картины, чаще маленькие по формату («Без наследников», «Так и живём…», «Родина»), но выражает в них большие чувства неравнодушного человека, поднимая философские темы, решает сложные художественные задачи.
У Ивана Чернышёва своё понимание ценностей и в искусстве, и в жизни. Находясь в постоянном поиске новых тем и сюжетов, образов для своих замыслов, подвергая сомнению ранее созданное, он при этом всегда остаётся самим собой, всегда узнаваемым и в то же время неожиданным.