Главное – ощущения. Чем мобилография покорила белгородского зрителя
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Фотографии, сделанные камерой мобильного телефона, вырвались из маленького экрана и обрели новую жизнь в стенах галереи фотоискусства имени Виталия Собровина.
С мобилографией белгородского зрителя знакомит фотограф Игорь Горелик, который считает, что это не просто умение делать красивые снимки камерой телефона, а отдельный вид современного визуального искусства.
Просто инструмент
Третья персональная выставка белгородского художника получила название «Фрагменты нереальности». Коллеги по‑доброму подшучивают над автором: «А ведь раньше ходил с нормальным фотоаппаратом». Но Игорь Горелик реагирует на такие комментарии с улыбкой:
«Телефон – это просто один из инструментов. Главное – хорошая картинка».
Мобилография уже успела стать самостоятельным жанром фотографического искусства. Это способ самовыражения, новое средство общения со зрителем, увлечённым фотографией. В мобилографии не столь важны такие критерии, как качество и разрешение изображения – на первом месте ощущения, которые вызывают у зрителя фотографии.
Рассматриваешь работы и как будто прогуливаешься с автором снимков по улочкам Белгорода. Или плывёшь с ним в одной гондоле по каналам Флоренции. Фотографии спешат, как ритм города, как неостанавливающийся поток самой жизни. Но вдруг на очередном снимке вы задерживаетесь чуть дольше: взгляд собачьих глаз на нём столь выразителен, что хочется присесть рядом с этим псом и погладить его. Именно такие работы представлены на выставке Горелика – стоп-кадры из фильма о нашей бегущей жизни, которую хочется запечатлеть во всех её прекрасных моментах.
Обрывки снов
«Сейчас, когда у всех появились смартфоны с хорошими камерами, мобилография особенно быстро развивается. Теперь можно не носить с собой тяжёлую профессиональную фототехнику – телефон всегда с собой. Им гораздо легче поймать интересный момент на улице, – рассказывает Яна Динушева, участник фотоклуба «Перспектива».
Всего на выставке 47 «фрагментов нереальности» – улочки Белгорода, а также снимки, сделанные Игорем Гореликом во время путешествий по Италии и Германии. Фотограф Владимир Зубков сравнил представленные работы с обрывками какого‑то потустороннего мира, а общую тему выставки назвал «сном во сне». Сам автор фото подмечает:
«Для меня реальность местами скучна. А за счёт сюжетов и обработки получается мой ирреальный мир».
Всё циклично
Обрабатывает фотограф свои снимки также с помощью программ на смартфоне. Какие‑то из них получают эффект состаренных фотографий, а какие‑то приобретают новые сочные краски.
«Я вдохновлялся плёночными фотографиями. Всё снято одним кадром, нигде нет мультикомпозиции – совмещения двух кадров в одном изображении. Раньше я думал, что некоторые вещи чисто технически нельзя снять смартфоном. Но, тем не менее, всё получается просто великолепно!»
Сегодня всё больше людей пользуются плёночными фотоаппаратами или «Полароидами», особенно молодёжь, для которой в новинку получать моментальный снимок или ждать пока проявится изображение.
«Всё циклично, – подчёркивает Игорь Горелик. – Я подарил своему ребёнку плёночный фотоаппарат, а сам снимаю смартфоном!»
Популярный жанр
Почти все снимки, представленные на выставке, первыми оценили подписчики фотографа в социальных сетях. Моментальные фото тем и хороши, что летят прямиком к друзьям со всех концов света. И квадратный формат выбран автором неспроста, ведь именно так выглядят фотографии в ленте Инстаграма.
По словам директора фотогалереи Людмилы Русиновой, выставка с работами исключительно в жанре мобилографии открылась впервые. В соседнем зале разместились работы финалистов регионального фотоконкурса имени Виталия Собровина. В этом году жюри также впервые выделило популярный современный жанр в отдельную номинацию «Мобилография».
Заглянуть в малый зал белгородской фотогалереи и в камерной обстановке насладиться работами Игоря Горелика можно будет до середины марта. Кто знает, может, оценив кадры в фотоальбоме своего мобильного телефона, вы устроите дома собственную выставку современного визуального искусства.