Из Осетии с любовью. Как работает в Белгороде студия кавказского танца
Об этом журналу «ОнОнас» рассказывает её руководитель Инал Токов
-
Статья
-
Статья
«Орёл! – кричит Инал Токов. – Грудь колесом!» Он отбивает ритм ладонями, а парни двигаются по кругу, взмахивая руками и отбивая ритм ступнями – кто чётко и решительно, кто немного путаясь в ногах.
Шаг – с правой ноги, движения резкие и чёткие, взгляд прямой. Девушки в полвзгляда наблюдают за танцующими и в свой черёд плавно выходят в круг.
Рассказ об Инале
Инал Токов открыл свою студию танцев FARN в Белгороде 15 сентября 2019-го. Тогда на занятие пришли трое. Сейчас у него два филиала и больше 50 учеников. Также у него работают четыре студии в Ростове-на-Дону, где он жил долгое время.
Фарн – это осетинское понятие, которое означает всё то благое, источником чего древние мыслили небесную благодать, благополучие, преуспевание, благопристойность, мир и тишину.
Инал родом из Северной Осетии, там он вырос и выучился танцевать.
«В начальной школе я пошёл учиться играть на национальной гармони, – рассказывает он. – Поначалу меня не хотели брать, потому что меня толком не было видно из‑за гармошки. Преподаватель помогала мне тянуть меха. Но я был очень настойчив: мама любила этот инструмент, и я твёрдо решил его освоить. В этой же школе я начал танцевать, но получил травму одной ноги, а затем и второй. Это случилось не на тренировках, а на улице, и тогда я думал, что завязал с танцами».
Инал окончил музыкальный колледж во Владикавказе и поехал поступать в знаменитую «Гнесинку». Парень получил высшие баллы по специальности, но его инструмент попросту не изучали в училище. Тогда он поступил в Ростовскую консерваторию, где познакомился со своей будущей женой. Девушка была родом из Белгорода, что впоследствии и стало причиной переезда Инала в наш город.
«На втором курсе меня позвали концертмейстером в осетинский коллектив «Иристон» – для живого музыкального сопровождения их номеров. Я вспомнил свою любовь к танцам, подтянул старые навыки и так стал преподавать. Танцы стали делом моей жизни».
В прошлом году ростовский коллектив под руководством Инала занял второе место на чемпионате России по кавказским танцам.
Не только лезгинка
Самый известный кавказский танец – это, пожалуй, лезгинка. По сути, это закрепившееся бытовое название любого быстрого кавказского танца. Название «лезгинка» придумали русские, служившие на Кавказе. Эти танцы русские наблюдали в Дагестане, чьих жителей, невзирая на многонациональность республики, называли лезгинами.
В школе преподают множество видов танцев разных кавказских республик. Осетинские, аджарский, казбегкский, чеченский – и для каждого есть свои правила.
«Все они друг от друга отличаются, но незнакомый с танцами и кавказской культурой человек вполне может и не разглядеть различий, – замечает Инал. – Тем не менее, каждый танец имеет своё значение в культуре и для его исполнения должна быть уместная ситуация».
Просто так не танцевался ни один танец, все пиршества проходили организованно. Несмотря на то что современное городское население относится к традициям всё более расслабленно, они продолжают работать. На современном кавказском застолье совсем не редкость встретить традиционные праздничные ритуалы.
«Есть взрослый и авторитетный мужчина, который заправляет «дискотекой». Требуется его согласие, чтобы покинуть праздничный стол или чтобы начать танец, – рассказывает Инал. – Его старались как‑то задобрить, уважить, например чтобы он дал разрешение танцевать с определённой девушкой».
Два популярных осетинских танца: симд и хонга. Симд – это массовый ритуальный танец. Его танцуют по случаю большого и торжественного пиршества: свадьбы, рождения сына, в прошлом – победы в битве. Хонга – это парный танец-приглашение, благодаря которому можно понять, как развиваются отношения парня с девушкой.
«Танцовщики понимают друг друга благодаря невербальным средствам общения. Парень выясняет, стоит ли ему ухаживать за девушкой», – поясняет Инал.
Сами танцы при этом очень целомудренны. Ни под каким видом нельзя прикасаться к девушке, тем более – к открытым частям тела. Движения девушек сдержанные, плавные, у них строгая осанка и взгляд, опущенный вниз, а движения рук напоминают движения крыльев. Движения мужчин более резкие и чёткие. Стремительные и трюковые рисунки – это только часть общего танца.
Весь кавказский танец исполнен сдержанности, достоинства и вызывает удивительное ощущение внутренней силы: музыка развивается стремительно, ритмы быстрые, и требуется достаточная выдержка, чтобы двигаться собранно в потоке музыки, которая так и зовёт пойти колесом.
Личная сила
Долгое время Инал не мог найти зал для преподавания кавказских танцев. Ему отказали везде, куда он обращался, как один, ссылаясь на плотно забитое расписание. Когда Инал уже готов был махнуть на всё рукой, неожиданно согласился сотрудничать Дом офицеров, предоставив площадку и выделив место в расписании. Скоро удалось договориться о создании ещё одного класса в частной танцевальной школе.
«Недавно мне позвонил человек, который руководит творческой студией для пенсионеров. Он попросил провести мастер-класс для его подопечных, и мы встретились. На тренировку пришло человек 30. Удивительные люди! Им по 70 лет, а они спокойно занимаются по два часа без перерыва», – восхищается Инал.
Он решил заниматься с пожилыми танцовщиками на волонтёрских началах, говорит, не может брать деньги с пенсионеров.
В студиях к нему приходят люди разных возрастов – и дети, и взрослые.
«Танцами можно заниматься в любом возрасте. В Ростове на занятия пришла женщина 54 лет: хотела выучить основы аджарского танца, чтобы удивить друзей в поездке по Грузии. Сейчас ей 56 лет, она солистка коллектива и не уступает молодым девочкам ни в грации, ни в выносливости».
Больше трети групп – русские ребята, которым интересна кавказская культура.
«Мне кажется, это правильно и здорово, что люди расширяют свой кругозор и интересуются малознакомой культурой. Так можно понять другого. Кавказцы тоже погружаются в собственную культуру. Ошибочно считать, что это у нас в крови и только мы можем исполнять эти танцы. Элементарные движения, пожалуй, все знают, но чтобы все поголовно умели танцевать – этого нет».
Занятия требуют большой дисциплины. Учитель даёт домашние задания, у детей есть специальные дневники.
«Я считаю, что я строгий преподаватель, – говорит Инал. – Это важно, но за этим и приходят люди – тренировать не только тело, но и дух, дисциплину, выдержку и личную силу. Это то, что приобретают люди независимо от пола и культуры, то, чему может научить кавказский танец».
Ольга Алфёрова