Полпред президента в ЦФО Игорь Щёголев пообещал помочь белгородскому предприятию
-
Новость
-
Новость
Один из самых крупных инвестпроектов последних лет – первый в стране завод по производству лизина – не может получить господдержку.
В 2015 году в Белгородской области запустили завод по производству аминокислоты L-лизин сульфата. Продукт получают при глубокой переработке зерна и используют в животноводстве. Предприятие стало первым российским производителем аминокислот.
3 февраля на рабочей встрече представителей Белгородского НОЦа (научно-образовательного центра) с полпредом президента в ЦФО Игорем Щёголевым руководитель завода премиксов № 1 Алексей Балановский рассказал, что изначально производство было рассчитано на 57 тыс. тонн лизина в год. Однако спрос на рынке заставил предприятие нарастить мощности. В 2019 году здесь выпустили 68 тыс. тонн, в 2020-м произведут около 86 тыс. тонн.
«Это будет соответствовать 65–68 % потребностям всей страны в аминокислоте. Сейчас мы уверенно закрываем 60 % потребности рынка», – отметил Алексей Балановский.
Эта же площадка станет базой и для производства другой аминокислоты – треонина. Прежде в России её не производили. Планируемая мощность треонина – 16 тыс. тонн в год – позволит закрыть 53 % потребности российского рынка.
Производство, в которое инвестировано около 9 млрд рублей, господдержку получить не может. По словам Балановского, проект уже поддержали на Совете при Российской академии наук, одобрили в Министерстве науки и высшего образования, но в Минсельхозе говорят, что финансирования биотехнологических проектов, тем более со сроком окупаемости 13–14 лет, не предусмотрено.
«Этого в России нет. Просто нет направления. В связи с этим биотехнологии в России и не развиваются», – считает Балановский.
На что Игорь Щёголев заметил:
«Это странно. Удивило и то, что вы, производя премиксы и лизин, не рассматриваетесь как сельхозтоваропроизводитель. То, что вообще компании биотековские не являются сельхозтоваропроизводителями, – это абсурд».
Из‑за того что предприятие не признают аграрным, сказал Алексей Балановский, ему недоступны и короткие льготные кредиты на закупку зерна. Более того, в России по ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) вообще нет деятельности по производству лизина. Из‑за этого предприятие неожиданно отнесли к нефтепереработке, что привело к новым проблемам. В 2018 году в России действовали ограничения на поставку нефтепродуктов в Белоруссию. В этот же год завод премиксов № 1 поставил в эту страну три партии лизина и получил иск от таможни за поставку нефтепродуктов. По словам Балановского, теперь завод должен выплатить 18 млн рублей, хотя никакого отношения к нефти лизин не имеет.
«А сейчас возникла ситуация с коронавирусом, и может возникнуть проблема, что с той стороны не будет поставки (основной импортёр лизина в Россию – Китай). А мы здесь, на месте, всегда открыты и готовы поставлять качественный конкурентоспособный продукт», – отметил он.
Игорь Щёголев предложил губернатору Евгению Савченко подготовить информацию по проблемам биотехнологического кластера для обсуждения ситуации с ведомствами и министерствами.
«Мы попробуем. Может быть, поможем получить [поддержку] через Российскую венчурную компанию. Тема интересная, тем более если понятна доля рынка и где она формируется», – отметил Игорь Щёголев.
Сергей Шевченко