Приглашение взглядом. Почему в танго нельзя говорить партнёру «спасибо»
-
Алиса Губанова
-
Белгородская правда
-
Алиса Губанова
-
Белгородская правда
Я сходила на пробное занятие в танцевальную студию, чтобы выучить базовые движения аргентинского танго. И попутно узнала, почему этот танец называют социальным, чем отличается милонга от салона и вальса и зачем в танго нужны объятия.
Основы основ
Моё занятие началось с того, что мы с фотографом Настей опоздали, и когда вошли в танцевальный класс, все уже были в работе, поэтому пришлось включаться на ходу. Танцоры повторяли базовые движения за преподавателями Инной Коробейниковой и Виктором Зубаревым. Сначала это были медленные основные шаги, потом быстрые, а затем – в такт музыке.
Один из преподавателей постоянно менял последовательность движений, из‑за чего было сложно влиться в темп, и у меня получалось что‑то среднее между нелепыми притопами и неловким мельтешением ног. Но я утешала себя тем, что я новичок, для меня это лишь первое занятие, и старалась не унывать, а весело смотреть в лицо сложностям!
Следующее упражнение основывалось на поворотах, технику которых я так и не поняла – надо было перенести вес на опорную ногу, встать на подъём, не поднимая пятки, и повернуться так или на 90, или на 180 градусов. Всё понятно? Мне не очень.
Кое‑как разобравшись, я была рада, что упражнение закончилось. Затем начались шаги вперёд-назад, а затем – квадрат. На протяжении всех упражнений нужно было держать руки в «объятиях», представляя, что это партнёр.
Социальный танец
Классическое танго относится к бальной программе, его танцоры исполняют на соревнованиях, аргентинское же танго – это упрощённая версия танца, приспособленная для исполнения всеми желающими вроде меня. За эту доступность аргентинское танго называют социальным. Любители танго устраивают специальные вечера – милонги, где танцуют в своё удовольствие.
На таких вечерах действуют свои правила. Например, вместо того чтобы сказать: «Пойдём танцевать?», партнёры встречаются взглядами и, если оба согласны, кивком головы сообщают о готовности танцевать, после чего партнёр подходит к партнёрше и приглашает на танцпол.
Форма одежды у танцоров танго достаточно свободная, но некоторые правила всё‑таки есть: женщины
обычно одеваются в платья и туфли на небольшом каблучке (а некоторые, вроде меня, глупо чувствуют себя в лосинах и кроссовках).
«Каждый танец – это импровизация, поэтому он никогда не повторится с другим партнёром. Хорошо, если с партнёром совпадёт ощущение музыки и чувство текучести», – объясняет Инна Коробейникова.
Невидимая нить
Но вот все разбились на пары. Моим партнёром стал преподаватель Виктор Зубарев. Он рассказал про основные правила в танце: партнёр ведёт и приглашает, партнёрша следует. Также узнаю, что есть объятия (про них я ещё расскажу) и три точки опоры – это плечо, локоть и кисть. Ещё есть ось, вокруг которой пара танцует и поворачивается, и невидимая нить, соединяющая корпуса тел.
После ликбеза мы протанцевали круг и сделали очо (это шаги с поворотом, похожие на цифру 8). Возможно потому, что меня вёл преподаватель, мне это показалось гораздо проще, чем базовые шаги. Но в ногах я всё равно путалась.
Остальные ученики тем временем отрабатывали уже знакомые движения. Все новички танцуют в стиле танго-салон. Этот стиль позволяет держать объятия широкими, благодаря чему легче следить за шагами. Более опытная группа уже танцует танго-милонгу, которая отличается более стремительным темпом. Помимо этих стилей есть ещё танго-вальс, такой же головокружительный и свободный, как и обычный вальс. Ну, а мой стиль пока – «кривое танго», но надеюсь, что ненадолго.
Главное – объятия
Объятия в танго нужны для считывания движений и мыслей парт-нёра. Во время танца нужно переносить вес одной ноги на другую, и если каждый раз спрашивать, с какой ноги сейчас удобнее танцевать, можно сбить партнёру настрой. Для сохранения настроя и нервов существуют опорные точки, которые помогают почувствовать на подсознательном уровне, куда смещён центр тяжести и с какой ноги начинать движение. Благодаря всему этому во время танца почти не задумываешься о том, с какой ноги пойти.
Но бывалые танцоры говорят, что объятия играют и другую роль: они позволяют получить доступ к чужим эмоциям, мыслям и даже тайнам. В такой обстановке между партнёрами слова не произносятся, и даже после танца нельзя, например, сказать «спасибо», потому что это будет расценено как «спасибо, мне не понравилось с вами танцевать».
За тренировку я успела постоять с разными партнёрами и убедиться, что в танце даже пяти минут хватает, чтобы ощутить, насколько разный у каждого характер. Это как пробовать на вкус два одинаковых с виду соуса, только один с остринкой, а другой – кисло-сладкий.
Но одного раза, конечно же, мало. В танго желательно хотя бы три месяца не пропускать занятия, чтобы разобраться в базовых движениях, привыкнуть к темпу и научиться чувствовать партнёра.
Ты сумеешь тоже!
Для Инны Коробейниковой танцевать танго было мечтой детства, которая исполнилась пять лет назад. Теперь она посещает милонги, фестивали и марафоны, ближайший будет в январе. В студии они с Виктором преподают уже год, и за это время набрали две группы. На занятия ходят мужчины и женщины разных возрастов.
Вы можете не любить танго, относиться спокойно или же восхищаться этим танцем, но неизменным останется одно – попробовав один раз, вы ни за что не забудете свои первые шаги.
Справка
Танго (исп. tango) – парный танец свободной композиции, исполняемый под характерную музыку, отличающуюся энергичным и чётким ритмом. Возник в 1880-е годы в Ла-Плата на границе Уругвая и Аргентины, в бедных портовых городских районах с преимущественно смешанным эмигрантским населением из Восточной и Южной Европы, Африки и Латинской Америки. Изначально танго исполнялось исключительно мужчинами.
В начале XX века танец, прежде называвшийся «танго криольо» (tango criollo), быстро приобрёл популярность и распространился в Европе и США. Сегодня существует много танцевальных видов и стилей танго, в том числе аргентинское танго, уругвайское танго, бальное танго (американского и международного стиля), финское танго и старинное танго. Аргентинское танго зачастую рассматривается как аутентичное, поскольку оно ближе к изначально танцевавшемуся в Аргентине и Уругвае.
В 2009 году на IV сессии межправительственного комитета ЮНЕСКО удовлетворило совместную заявку Аргентины и Уругвая и включило танго как совокупность музыки, танца, поэзии и самобытных традиций региона Рио‑де-ла-Плата в Список нематериального культурного наследия человечества.