Спасла биота. Каким был этот урожай и каковы планы белгородских аграриев на будущее
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Итоги уборочной кампании 2019 года озвучил начальник департамента агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды правительства области Станислав Алейник на брифинге с журналистами.
Планка взята
Итоговая цифра урожая зерновых и зернобобовых в валовом весе – 4 млн тонн, что на 100 тыс. тонн больше прошлогоднего результата. Показатель после доработки зерна – 3,5 млн тонн при средней урожайности 49,4 ц/га. Это хороший результат для нашего региона.
«Это стратегически необходимый объём для производства комбикормов в регионе, – отметил Станислав Алейник. – Напомню, что доля Белгородской области в общероссийском производстве составляет 20 %. Мы остаёмся в нём лидерами и намерены обеспечить животноводов необходимым количеством кормов».
Хотя аграрии всё же надеялись на большее – весенняя погода обнадёживала. Но, как часто случается, скомкала эти планы в конце июня, затянув засуху.
«Засуха привела к запалу зерна, то есть его быстрому созреванию, что повлияло на качество. Больше всего это затронуло яровые зерновые, особенно ячмень, урожайность которого стала одной из самых низких за последние годы – около 37 центнеров с гектара», – пояснил Станислав Алейник.
Последствия могли быть хуже, но негатив нивелировала работа, проделанная в рамках биологизации.
«Обеспечив почву биотой (живые организмы, населяющие почву. – Прим. ред.), мы создали устойчивую среду, которая хорошо влияет на конечный результат даже в экстремальных погодных условиях», – отметил начальник департамента.
Общим же высоким результатом аграрии во многом обязаны озимой пшенице с урожайностью более 50 ц/га.
Безусловные рекорды в масштабе страны наша область поставила в урожайности сои и подсолнечника – 20,6 и 30,7 ц/га соответственно. При этом общий вес намолоченных семян подсолнечника – 452 тыс. тонн, сои – 549,2 тыс. тонн (после доработки).
При урожайности 470,8 ц/га белгородцы получили 2,7 млн тонн сахарной свёклы, что немного ниже прошлогоднего результата. Из корнеплодов планируют произвести 450 тыс. тонн сахара.
«Рынок страны диктует в будущем снижать площади, занятые под сахарной свёклой, но у нас они уже оптимизированы – около 58–60 тыс. га, которые в основном обрабатывают агрохолдинги-сахаропроизводители», – уточнил Станислав Николаевич.
Есть потенциал
Площади подсолнечника в следующем году также останутся неизменными – в пределах 10 % от всех пахотных земель, – такова установка региона.
А вот в сезонной стратегии посевов произошли изменения.
«Под озимыми в этом году занято 400 тыс. гектаров, что на 20–30 тыс. выше прежнего. Состояние их хорошее. В этот период важно, чтобы при отсутствии снежного покрова на узел кущения длительно не воздействовали морозы ниже минуса 16 градусов, – рассказал о ситуации на полях Станислав Алейник. – Надеемся, что погода сюрпризов не преподнесёт».
Аграрии сделали ставку на озимую пшеницу по веским причинам.
«Дело в том, что с яровыми зерновыми наблюдаются проблемы, влиять на которые мы можем отчасти: у нас очень быстрый переход из зимы в лето, сразу идёт иссушение верхнего плодородного слоя почвы, что сказывается на всходах», – пояснил начальник департамента.
Именно поэтому площади ячменя, несмотря на потребность в нём производителей комбикормов, увеличиваться не будут и займут около 120 тыс. га.
Посевной материал для ярового сева готовится быстрыми темпами: до февраля его планируется сертифицировать окончательно.
Не затоптать
Что касается изменений в технологиях землепользования, то они связаны с началом второго этапа биологизации почвы.
Его первая задача: контроль за уплотнением почвы во время её обработки.
«В регионе принято несколько нормативных актов, которые определяют регламент использования сельхозтехники для снижения негативного воздействия на почву», – пояснил начальник департамента.
Особое внимание в них уделяют периодам переувлажнения почвы, когда она особенно подвержена уплотнению. Основной из них – ранний весенний сев.
«У нас всё чаще работает техника со спаренными колёсами, а на крупноконтурных полях эксплуатируется широкозахватная с энергонасыщенными тракторами на шинах низкого давления», – поделился Станислав Алейник.
Ещё один рискованный период приходится на подкормку озимых по мерзлоталой почве.
«Для снижения рисков уплотнения тут должна использоваться техника на пневмоходу. Сельхозпроизводители уже и сами понимают, как это важно, и стараются работать на ней или выделяют на весь период технологическую колею», – пояснил Станислав Николаевич.
Тем не менее вопросы уплотнения почвы не отданы на откуп сознательности аграриев, а контролируются земельными инспекторами.
Норма химии
Ещё одна часть биологизации затронет вопросы химического воздействия на микроорганизмы, живущие в почве.
«У нас есть дорожная карта по снижению пестицидной нагрузки, в которой отражены приёмы повышения эффективности самого действующего вещества, например с помощью прилипателей, выбор правильного времени обработки посевов и ужесточение контроля за работой технических средств», – отметил Станислав Алейник.
Последний пункт основан на том, что всю современную технику, снабжённую приборами «Глонасс» и регуляторами доз удобрений, должны ввести в систему электронного мониторинга. Иначе на поля она не выйдет, и действовать правило начнёт уже этой весной. Для активизации этого процесса власти намерены также финансово мотивировать производителей.
«Предусмотрены субсидии для участников программы химической мелиорации и поощрение растениеводов, действующих по программе почвосбережения. За возделывание по полному циклу нулевой обработки No-Till аграрии получат из федерального бюджета около 3 тыс. рублей на 1 га обрабатываемой земли», – заверил Станислав Алейник.