«БелПресса» спросила юриста Дарью Дмитриеву про законность дресс-кода в заведениях общепита.
«Кафе вправе разработать и применить внутреннюю систему правил поведения для гостей, даже если посетитель не всегда с ними согласен. Лучше всего оформить их публичной офертой – это предложение, которое содержит все важные условия договора между заведением и гостем (ст. 437 ГК РФ). Эти условия размещают в доступном для всех потенциальных потребителей месте, например у входа в ресторан или в уголке потребителя (ст. 8 Закона «О защите прав потребителей»). И они не должны противоречить законодательству. Кроме того, условия должны быть для всех равны: если одного не пустили в спортивных штанах, а другого пропустили, это нарушение (ст. 426 ГК РФ).
Если вы пришли в кафе и увидели, что, по правилам заведения, сюда не пускают в кроссовках, значит, это условие договора, которое нужно соблюдать. Если же вас не пускают с формулировкой «администрация оставляет за собой право отказать в обслуживании любому без объяснения причин», то это уже нарушение прав потребителя. В этом случае просто не понятно, на каких же условиях можно попасть в это кафе или ресторан.
В некоторых заведениях администратор зала или охрана решают, пустить человека или нет. Это субъективная оценка, и она тоже незаконна. В правилах заведения должны быть указаны все причины, почему вам могут отказать в обслуживании.
Если вы уверены, что вас не пустили из‑за субъективного мнения персонала, можно обратиться с претензией к руководству заведения: описать инцидент и своё видение разрешения конфликта. Один экземпляр оставьте в кафе, а на втором попросите сделать отметку о принятии. Если администрация проигнорирует вашу претензию, с этой бумагой можно обратиться в суд за компенсацией морального вреда (ст. 151 ГК РФ)».
Записала Наталья Малыхина