Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09 ноября 2019,  12:39

Больше такого нет. О чём говорит чернянская «Скорбящая мать»

Больше такого нет. О чём говорит чернянская «Скорбящая мать»Фото: Владимир Юрченко
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Скульптуру «Скорбящая мать» мы нашли в чернянском селе Верхнее Кузькино. Памятников солдатским матерям в регионе немного и выглядят они примерно одинаково: скорб­ная фигура крестьянки в платке и с ребёнком. А эта не похожа ни на один другой.

Стоящая на коленях мать, окаменев от горя, распростёрла над телом сына руки. Они большие и сильные, как крылья могучей птицы. Его голова лежит на коленях матери. Её лицо наклонено к сыну так, что зрителю не видно выражения. Может, она молит о чуде?

Горе матери огромно, поэтому художник делает композицию значительной. Её размеры около четырёх метров в ширину и столько же в высоту. Кажется, у нас больше нет нигде такого монументального памятника матерям. Скульптура выполнена из бетона и выкрашена серебрянкой. В центре села она появилась в 1980 году.

«В администрацию вначале привезли проект скульптуры на обсуждение властей и общественности. Всем понравилось, и его утвердили. На открытии, мне кажется, был сам автор. Каждый год её приводили в порядок, подкрашивали», – вспоминает жительница села Надежда Адамчук.

Автор «Скорбящей матери» – Александр Саушкин, выпускник Ленинградского архитектурно-художественного ремесленного училища и Харьковского художественно-промышленного института. Прожив всего 50 лет, он успел создать более 60 работ – мемориальных досок, памятников, скульптур в дереве, меди, шамоте, песчанике и граните.

В Белгороде у библиотеки имени Островского стоит гранитный бюст писателя, который выполнил Саушкин в 1975 году. А в 1976-м на братской могиле в Борисовке установили ещё одну «Скорбящую мать» того же автора.

«Самые известные его работы – скульптуры исторических личностей Котовского и Гагарина – публиковались в журнале «Творчество», выставлялись на многих выставках. По граниту ему не было равных. Он любил капустянский с пятнами гранит, рубил его отбойным молотком, как масло. Однако считал, что ему не хватает мастерства, поэтому постоянно говорил, что хочет увидеть, как работает Вячеслав Клыков. Мечтал у него учиться», – вспоминает друг Саушкина, известный белгородский скульптор Анатолий Шишков.

В 2005-м у «Скорбящей матери» в Верхнем Кузькино захоронили останки неизвестного солдата, которого нашли за селом поисковики.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×