В двух шагах от Рейхстага. Как борисовский богатырь не дошёл до победы
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
3 августа в селе Богун-Городок благодарные земляки открыли памятный знак своему односельчанину Алексею Твердохлебу, кавалеру орденов Красной Звезды и Александра Невского. Офицеру, прошедшему всю войну и погибшему в Берлине за несколько дней до её окончания.
Ушёл в первый день
Родился Алексей Твердохлеб в селе Богун-Городок в 1915 году. Семья была многодетной, жили небогато. Из‑за тяжёлого материального положения учиться было трудно. Алексей хоть и был умным и сметливым парнем, но окончил лишь четыре класса. А после стал работать.
В 1936 году он отправился служить в Красную армию. Через два года демобилизовался и стал работать механизатором. Женился. В браке у Алексея Семёновича родился сын. А когда грянула война,
22 июня, в первый же день Великой Отечественной, как ни тяжело было прощаться с родными, Твердохлеб обнял жену, поцеловал маленького сына и ушёл на фронт. Защищать всё то, что было так дорого.
Алексей Семёнович сложения был богатырского. При этом отличался острым умом и невероятной смекалкой. Прошедшему срочную службу Твердохлебу дали звание сержанта и назначили командиром стрелкового отделения. Сильный и инициативный, он быстро выделился среди сослуживцев, и командование направило его на офицерские курсы «Выстрел». Алексей стал одним из лучших на курсах, а потом и на фронте. В бой новоиспечённый офицер попал очень быстро. Уже в 1942 году младшего лейтенанта Твердохлеба отправили на Волховский фронт, где шли ожесточённые бои за Ленинград. И назначили командиром пулемётной роты 32-й отдельной стрелковой бригады.
В топи и крови
Всё это время молодой офицер, командир пулемётной роты 1341-го стрелкового полка натаскивал своих пулемётчиков, обучая их тонкостям обращения с оружием. Поведал о сильных и слабых сторонах оружия, приучал к железной дисциплине, рассказывал о секторах обстрела, о наиболее выгодной позиции. И все эти навыки бойцам Твердохлеба вскоре понадобились.
16 марта бригада приняла первый бой под деревней Малиновка. Три дня бойцы сражались с немцами и наконец заняли её. Ещё за два дня бойцы дивизии освободили три населённых пункта. Но тут против наших солдат вермахт бросил в бой элитную 5-ю горнопехотную дивизию, в которой служили ветераны. Вот тут и пригодились навыки, вбиваемые младшим лейтенантом в головы подчинённых. Опыт бойцы пулемётной роты получали сразу в боях, и малейшая ошибка заканчивалась не выговором, а в лучшем случае ранением.
В конце августа 1942 года стрелковая бригада Твердохлеба, которому уже присвоили звание лейтенанта, приняла участие в Синявинской операции. Целью её был прорыв блокады Ленинграда. Но наступление наших войск быстро захлебнулось, и стрелковый полк, в котором служил Алексей Семёнович, ушёл в глухую оборону. Кругом – болота, пулемётчики роты Твердохлеба вынуждены были обороняться практически в воде. Из‑за постоянных атак противника бригада несла ужасающие потери. Из почти 1 300 бойцов из окружения вышли лишь 247. В их числе и могучий лейтенант – командир пулемётной роты. И вновь
доукомплектование. Новые пулемётчики, которых нужно обучать. И снова тяжёлые бои.
В декабре за отличные командирские качества, проявленные как в бою, так и при обучении, Алексей Семёнович получил внеочередное звание старшего лейтенанта.
Первый орден и первое ранение
В 1943-м Твердохлеб становится капитаном. А в январе 1944 года за проявленные доблесть и мужество его наградили орденом Красного Знамени. Командир роты пулемётчиков на поле боя остался старшим офицером и принял на себя командование батальоном. Мало того, не имея привычки прятаться за чужими спинами, он лично несколько раз водил в атаку своё подразделение и смог не только его сохранить, но и выполнить поставленные командованием задачи. Тогда же, во время прорыва блокады, в январе 1944 года, Твердохлеба впервые серьёзно ранили.
Решительного капитана назначают командиром первого батальона 674-го стрелкового полка 150-й Идрицкой стрелковой дивизии. Той самой, водрузившей над Рейхстагом флаг Победы. Мало того, первый флаг водрузили над Рейхстагом именно бойцы батальона Твердохлеба.
Солдаты и офицеры батальона любили комбата за храбрость и вместе с тем разумную осторожность. 15 февраля 1945 года крупная немецкая группировка прорвалась из окружения. Командование срочно отправило на прорыв ближайший стрелковый батальон Твердохлеба. Капитан быстро оценил обстановку и перекрыл шоссе, ведущее к прусскому Флатову. Комбат настолько грамотно расставил бойцов, что батальон полтора дня сдерживал превосходящие силы противника. А когда противника окончательно деморализовали, комбат лично повёл в атаку своё подразделение и обратил фашистов в бегство. На поле боя позже насчитали 130 трупов солдат вермахта. В плен комбат взял 13 солдат и двух офицеров. За этот подвиг капитана наградили орденом Александра Невского.
Последний бой комбата
Потом было форсирование реки Одер и штурм Берлина. А 30 апреля 1945 года бойцы его батальона – лейтенант Кошкамбаев и рядовой Булатов – под огнём противника водрузили первое Знамя Победы над Рейхстагом. Сам майор не дожил до этого события всего два дня.
Погиб Алексей Семёнович 28 апреля 1945 года в пригороде Берлина. В журнале боевых действий Идринской дивизии его гибель описана буквально несколькими строчками. Значительная группа противника напала на контрольный пункт 675-го стрелкового полка в районе сада на ТУРМ-штрассе. На выручку соседям бросился комбат первого батальона 674-го полка майор Твердохлеб. Возле КП развернулась ожесточённая схватка. Стрелять в гущу врага было опасно, потому как можно было задеть и своих, и батальон схватился с фашистами врукопашную. Врага отбили и уничтожили, но майор погиб. Похоронен он в Гросс-Нойендорфе, пригороде Берлина.
Навеки 30-летний
Имя Алексея Твердохлеба вошло даже в художественную литературу. В рассказе Филинского «Флаги Победы» о нашем земляке говорится так:
«На Одере лейтенант Кошкамбаев получил первый боевой орден. Вручал ему награду командир батальона майор Алексей Семёнович Твердохлеб – богатырского сложения человек, начавший войну в 41-м
сержантом…
Рахимжан видел майора последний раз лежавшим на плащ-палатке. Комбат был чисто выбрит, подворотничок гимнастёрки сверкал белизной: Твердохлеб готовился к торжеству Победы. С тех пор как дивизия втянулась в каменный мешок Берлина, майор не уставал напоминать своим солдатам:
— Брать Рейхстаг будем мы. Нам выпал счастливый жребий поставить последнюю точку в этой тяжёлой войне».
Память о легендарном комбате хранили не только бойцы батальона. О нём вспоминал родной брат Павел, тоже прошедший всю войну, награждённый медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды. А сейчас о нём с благодарностью помнят земляки.