Да, место это нельзя назвать знаменитым, и сюда не стекаются сотни туристов. Но всё же есть в Ивановке то, что привлекает внимание. Это старинный православный храм святых апостолов Петра и Павла.
Даже непосвящённому видно, что по своей архитектуре церковь сильно отличается от многочисленных храмов Белгородчины. Ещё полтора десятилетия назад она представляла собой небольшое здание из побитого временем древнего красного кирпича. Оно было накрыто единым сводом кирпичного же купола, кое-где поросшего травой. Внутрь вели четыре (по сторонам света) входа, а внутри на своде можно было увидеть фрагменты росписи, напоминавшей восточную вязь.
Достоверных сведений о том, кем и когда был построен храм, не сохранилось. Зато существует интересная легенда, которая объясняет его необычную круглую форму. По преданию через место, где сейчас находится село, проходили войска восточного правителя и полководца Тамерлана. Они основали здесь становище и, отправляясь в поход на Москву, Тамерлан приказал мурзе построить мечеть и молиться о победе.
Согласно легенде, дочь главного каменотёса Павлинка и азиат Амман полюбили друг друга, и вскоре на свет появилась их дочь Тамила. Однако люди из войска Тамерлана не могли смириться с неправоверной, по их мнению, любовью и убили маленькую девочку. Однажды Амман увидел во сне дочь. В поздний час он вышел из жилища, а наутро его нашли бездыханным. Говорят, что на месте гибели Тамилы возник источник, который до сих пор существует в Ивановке. В память о трагической любви село долгое время именовалось Аммановкой, потом название трансформировалось в Иммановку, а спустя время приобрело исконно русское звучание – Ивановка.
Вот такая красивая и печальная легенда. О её правдивости можно спорить, но доподлинно известно лишь то, что в 1859 году в храме были проведены ремонтно-реконструкционные работы, и там стали идти службы. Как использовалось загадочное здание до этого, никто сегодня рассказать не может, но возникает резонный вопрос – если в середине XIX века его реконструировали, то сколько же лет насчитывала его предыдущая история?
В советские годы храм во имя святых апостолов Петра и Павла, как и многие другие храмы области, постигла печальная участь: в нём сперва разместили зернохранилище, а позже стали хранить ядохимикаты.
В 2003 году по распоряжению администрации района храм реставрировали. Его освятил митрополит (в то время – архиепископ) Белгородский и Старооскольский Иоанн, и здесь возобновились богослужения. Проводятся они по выходным и по большим праздникам.
Настоятель храма иерей Михаил Морозов также окормляет церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Ерёмовке и служит клириком в Свято-Троицком храме посёлка Ровеньки. Отец Михаил родился в узбекском городе Термезе, в семье военного. Жить ему довелось в разных городах и даже за границей – в ГДР. После школы Михаил Морозов два года проучился в Тамбовском высшем военном лётном училище, но потом оставил его и получил профессию техника-программиста. Михаила крестили в 12 лет. Но сознательно он пришёл к Богу только к 20 годам. Стал задумываться о смысле жизни, ходил в храм. В 1995 году поступил в Курскую православную духовную семинарию и через пять лет окончил курс пастырского отделения. Восемь лет нёс послушание при новооскольском Успенском соборе. И 24 мая 2008 года, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, был рукоположен в сан дьякона, а 4 июня того же года – в священники.
В Ивановку приезжали краеведы и историки. Но выяснить им практически ничего не удалось. Говорят, что раньше возле храма существовал подземный ход, который вёл к оврагу. Но в советские годы его, скорее всего, засыпали. Некоторые историки считают, что храм построили на месте бывшей мечети. Однако отец Михаил в эту версию не верит. Рассказывает, что никаких внешних архитектурных признаков бывшей мечети, например, минаретов, не обнаружено. Да и круглая форма вполне характерна для православного храма и символизирует вечность. Хотя встретить её, конечно, можно нечасто.
Приход в храме небольшой. Основную его часть составляют пожилые люди. Да и вообще в селе молодёжи мало. Работать, кроме местной школы, особо негде. Поэтому все уезжают на заработки в Ровеньки, Белгород и другие города.
Можно сказать, что сейчас внутреннее убранство храма выглядит более чем скромно. После реставрации настенные росписи не сохранились, да и икон в храме не так уж много. Здесь заменили окна и поставили дополнительные двери, но внутри всё равно довольно-таки холодно. Надо укрепить перекрытие в алтарной части, поскольку сейчас потолка там фактически нет, и всё тепло из храма уходит. В общем, требуется капитальный ремонт. Но денег на него нет. Отец Михаил еле справляется с тем, чтобы вовремя оплачивать счета за отопление и свет.
Вот бы восстановить настенную иконопись, внешнее и внутреннее убранство храма! Возможно, тогда бы он зажил уже совсем другой жизнью. Но тут, конечно, возникает вопрос целесообразности. Если в девятнадцатом веке прихожанами храма были также жители хуторов Степки, Папки, Личманов, Шевцов и Лозовый, то сейчас сюда приходят только ивановцы и приезжают жители Лозового. Последним сюда добираться неудобно, и они сетуют на дорожные издержки. Конечно, понятно, что власти предпочтут восстанавливать храмы в больших посёлках и с многочисленным приходом. Но доживающих свой век селян тоже можно понять. Ведь церковь стала для них светлой искоркой и путём к спасению души.