Доктор лошадь. Как иппотерапия помогает в реабилитации неизлечимых больных
«Белгородские известия» побывали в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями в Весёлой Лопани
-
Статья
-
Статья
Четырёхлетний Матвей легко объясняет, как работает метод иппотерапии: «Лошадка просто катает и лечит». С рождения мальчик прикован к трём буквам – ДЦП, доктора рекомендовали ему иппотерапию.
Друг Ландыш
«За несколько занятий специалисты и я заметили результат: Матвей перестал бояться высоты, самостоятельно держится на спине лошади, куда‑то пропала замкнутость, он стал больше болтать. Этот метод работает», – говорит мама мальчика.
В жокейке 13-летняя Дарина как профессиональная наездница. Всадница сияет. Верхом на Ландыше ребёнок выглядит счастливым и здоровым. Легко справляется с заданиями инструктора: свободно достаёт до ушей лошади, ложится на её круп, из руки в руку перекладывает маленький мяч.
«Внучка родилась с поражением центральной нервной системы, психоречевой задержкой, искривлением позвоночника и другими проблемами. До двух лет не ходила, до четырёх – не говорила. Сама не может выключить воду в ванной, не ориентируется во времени, может одеться, но мыться надо помогать», – рассказывает бабушка Дарины.
В центре девочка лечится третий год. Каждый раз к комплексу медицинских назначений и процедур добавляются занятия по иппотерапии, поэтому врачи центра не могут стопроцентно утверждать, что в реабилитации Дарины помогает именно этот метод.
Более того, в нашей стране иппотерапия официально не признана медицинской услугой. Однако врачи центра считают, что для детей с ограниченными возможностями она имеет огромное значение. И родители верят в лечение лошадьми. Бабушка Дарины – тоже:
«Она хорошо сидит на лошади, правильно, держит осанку, лучше стала ходить. С радостью идёт на эти занятия, подружилась с Ландышем».
Пустышка?
Занятия иппотерапией рекомендуют при заболеваниях опорно-двигательного аппарата: нарушениях осанки, остеохондрозах, врождённых пороках развития костной системы. При неврологических заболеваниях: ДЦП и последствиях перенесённого полиомиелита. Широко применяют и для лечения детей с психиатрическими заболеваниями – синдромами Дауна, Ретта, аутизмом.
— Такие дети тяжело поддаются медикаментозному и физиотерапевтическому лечению, а иппотерапия для них очень подходит. Они раскрываются с лошадьми, с большим удовольствием с ними общаются. Ведь с ними необязательно разговаривать, подбирать правильные слова, как с людьми, – рассказывает заведующая физиотерапевтическим отделением центра Евгения Иконникова.
— Возможно ли, что иппотерапия – это пустая таблетка, эффект плацебо? – интересуемся мы. – Людям внушают, что это работает. Некоторые считают, что и котики способны лечить.
— Котики, собачки, хомячки не дадут такого психо- и физиотерапевтического эффекта, который мы здесь наблюдаем каждый день. Когда большое и сильное животное отрывает ребёнка от земли, он получает огромный заряд эмоций. И ни один домашний питомец не может растянуть спазмированные мышцы, улучшить осанку, координацию движения, как это происходит во время иппотерапии, – уверена доктор.
Как это работает
Иппотерапия – один из видов механотерапии, где в качестве инструмента реабилитации выступает уникальный, ни с чем не сравнимый живой тренажёр. Двигаясь, лошадь колеблет всадника в три стороны: вперёд-назад, вверх-вниз, влево-вправо, посылая седоку до 110 двигательных импульсов в минуту.
Температура тела лошади – около 40º, то есть пациент получает разогревающий массаж. Чтобы всадник удержался, в работу автоматически включаются все группы мышц туловища, рук, ног, вестибулярный аппарат. В результате езды напряжённые мышцы разогреваются, растягиваются и расслабляются, а расслабленные, наоборот, трудятся.
«У детей с асимметричным поражением органов во время посадки на лошадь появляется некая синергия между поражённой стороной и здоровой. Поражённые мышцы вспоминают, как они должны работать в здоровом состоянии», – продолжает Иконникова.
Ребёнок-инвалид редко выходит на улицу. Общения – ноль, движения – тоже. А тут у него появляется возможность свободно передвигаться. На лошади он чувствует себя смелым, сильным, самостоятельным. Ему кажется, что он управляет большим животным, которое его слушается.
«Дети с аутизмом привыкли жить в своём ограниченном мире, в коконе. Когда в нём появляется доброе животное, они раскрываются, впускают в своё пространство других, активнее занимаются с психологом, с удовольствием рассказывают об этом родителям. У ребёнка идёт прогресс в психоэмоциональной сфере», – поясняет врач.
Без седла
Пони из‑за более быстрого ритма шага не годятся для занятий иппотерапией. Другое дело лошади. Подходят любые. Ценятся беспородные: за добрый нрав, спокойствие, высокую обучаемость, покладистость и внимательность к седоку.
«Нашему Ландышу лет 17–18. В центре он работает с момента открытия и никогда не подводил. Как и у людей, иногда у него пропадает настроение работать, для этого у меня припасены яблочки», – рассказывает инструктор по иппотерапии Нина Жемчугова.
Занятия на манеже продолжаются 20–25 минут. Первый раз ребёнка знакомят с лошадью, сразу никто не посадит. Верхом дети ездят без седла, сидя на попоне. Так поражённые мышцы лучше и быстрее вспоминают, как они должны работать в здоровом состоянии. Седло тут только мешает.
«Круг проехали – и мышцы разогрелись, начинаем выполнять упражнения на координацию, растяжение мышц, на сгибание-разгибание рук и ног. Есть специальные комплексы упражнений, подходящие заболеванию ребёнка. Всё индивидуально», – объясняет инструктор.
Это здорово!
Педагог-психолог центра Ольга Шворак считает, что иппотерапия – это колоссальная нагрузка на организм, но, поскольку всё проходит в форме игры, ребёнок не замечает, что получает хорошую тренировку. У некоторых пациентов она видит результат уже после первого курса занятий. Много раз наблюдала, как дети со сведёнными ногами в коленях после занятий с Ландышем начинали лучше ходить, больше общаться.
«Я занималась с ребёнком-аутистом, мы ничего с ним сделать не могли, настолько был трудный случай. Он не видел меня, не замечал инструктора, но улыбался Ландышу. И постепенно, потихоньку иппотерапия помогла нам войти в круг общения мальчика. Это здорово!»
Анна Золотарёва