1 000 и одна ложка. Зачем староосколец Владимир Скиндер ищет клады
Об этом он рассказал «БелПрессе»
-
Статья
-
Статья
Старооскольского коллекционера и кладоискателя привлекают все предметы старше 50 лет, но особую любовь он питает к ложкам.
Дорога не только к обеду
«Ложки собираю для собственного удовольствия. У меня их много. Два огромных старых советских чемодана. Думаю, что скоро понадобится третий, ведь коллекция постоянно растёт: сейчас их 1 200 штук, и одинаковых нет. Вот совсем недавно знакомая приехала из Казахстана и привезла аж 20 штук. И представляете: все для меня в новинку. Я так был рад. Все экземпляры пронумерованы, внесены в каталог и, насколько это возможно, изучены. Первый номер носит сувенирная ложка, купленная во время поездки в Санкт-Петербург.
Я коллекционер со стажем, собирательством занимаюсь с пяти лет. Начинал, как и все советские мальчишки, со спичечных этикеток, потом переключился на монеты. В 1980-х годах мы переехали из Ростова-на-Дону в Старый Оскол, здесь я пошёл в 4-й класс. В школе товарищ похвастался монеткой в 20 пфеннигов. Я и не знал в то время, что в других странах в ходу другие деньги.
А спустя десять лет влюбился в ложки. Всё произошло случайно. В доме неподалёку умер старенький дедушка, и при разборке всякого хлама, в сарае, я нашёл банку со столовыми приборами. Там была очень интересная чайная ложечка из серебра 84-й царской пробы 1883 года с профилем императора Александра III. Сначала думал, что этот столовый прибор не имеет исторической или коллекционной ценности, но при детальном изучении выяснил, что данная ложечка принадлежит императорской семье и была изготовлена к коронации Александра III. Правда, я её продал: мне нужно было что‑то купить для коллекции, а денег не хватало. Взвесили – 25 г, получил 25 долларов.
Потом очень жалел. Друг мой, рыбак, рассказал, что у него есть латунная ложка, в которой он плавит свинец для грузил. Забрал ложку, кое‑где ещё сохранилось серебряное покрытие, почистил, с тех пор и собираю. Есть всякие: из чистого серебра, деревянные, алюминиевые, ложки, найденные в культурном слое сожжённой французами Москвы. Могу говорить о них часами.
Имеется даже вилка, только одна. Точнее ложка скреплена с вилкой. Этот прибор, по‑видимому, принадлежал когда‑то немецкому солдату времён Великой Отечественной. Свастику стравили, хотя и не целиком, а на самой ложке русский боец нацарапал свои инициалы и дату Победы – 1945 год.
С XV по XX век в России существовало 70 художественных центров золотого и серебряного дела. Искусствоведами обнаружено и расшифровано около 6 500 клейм. Так что можно с большой достоверностью определить и дату изготовления, и завод.
Где достаю новые ложки? Знаете, почти в каждом доме, если порыться, найдутся одинокая ложечка или странная лопаточка, назначение которой непонятно.
В царские времена количество предметов в сервизах доходило до 250! Вот, к примеру, Екатерина II дарит своему любимцу, графу Орлову, серебряный сервиз, из которого сохранился 1 041 предмет. И четыре раритета находятся на Старооскольской земле. Они принадлежат потомкам конюха графа Орлова. Его имения были в селах Петровское и Нагольное. По понятным причинам фамилии называть не буду».
Поле чудес
«В прошлом году, в мае, пятеро энтузиастов недалеко от села Жуковка, что на водохранилище собрали слёт кладоискателей и поисковиков. Приехали со всей страны больше ста человек. Скинулись на мероприятие, накрыли вот такой стол (Владимир вытянул руку). Отчеканили специальные монеты для призов. Помимо денежного вклада, каждый из нас презентовал слёту ещё килограмм по десять различных металлических предметов, естественно имеющих определённую ценность. Иначе‑то и искать неинтересно.
Вышли в чистое поле. Потратили массу времени, чтобы закопать монеты, пуговицы, обломки украшений в землю. Каждому желающему выделили квадрат. Знатоки своего дела приборным методом (с помощью металлоискателя) нашли практически всё, что мы зарыли.
Нравится мне мультфильм про Простоквашино, где Дядя Фёдор, кот Матроскин и Шарик за одну ночь нашли клад. В жизни так не получается.
Сначала нужно определить место. Мы не ищем бриллианты, мы просто ищем старинные бытовые вещицы. Здесь очень важна подготовка. Сейчас в свободном доступе, совсем за маленькую денежку можно в интернете скачать план государственного межевания. Там нанесены все населенные пункты со всеми, как говорят, окрестностями. Если что‑то попало в землю, то в основном там, где жили когда‑то люди.
В XVI веке было создано подробное описание всей территории России, называется это собрание «Книга Большому чертежу». Там нет координат, но есть достаточно точное описание. Скажем, по правой стороне реки Оскол находятся две деревни и хутор, и на карте они обозначены маленькими квадратиками. Один квадратик – это приблизительно пять-шесть домов. Накладываем старую карту на новую и смотрим, совпадает ли. Многие названия деревень до сих пор сохранились.
Приезжаем на место. Начинаем копать, искать. Если удаётся отыскать что‑то из керамики, значит, мы на верном пути. Иногда ничего не находишь. Люди могли переселиться в другое место, или деревня просто-напросто сгорела. Металлоискатели же берут на небольшую глубину, так что, может, в земле что‑то и есть. Но не для нас, к сожалению».
Не всякая находка – клад
«Поисковый сезон начинается ранней весной и завершается осенью. Выезжаем в основном в Курскую губернию. Там легче договориться с людьми, они проще. Почти все соглашаются. А у нас, может, пятеро из ста человек пустят чужих в свой огород. Белгородская область живёт зажиточно, везде хорошие дороги, газ проведён. А там много заброшенных деревень. Бывает, на несколько десятков домов ни души.
Можно много дней разрабатывать определённый кусок местности, и, кроме ржавых запчастей от трактора и никому не интересных железяк, ничего не найдёшь.
На один клад я с друзьями и младшим сыном Кириллом затратили два года. Откопали пять тысяч монет: копейки, полкопейки времён Екатерины. Сначала на огороде у деда нашли одну монету, потом ещё и ещё. Ну и решили, что нужно дальше работать. Хозяин понять даёт, мол, чего за бесплатно ковыряетесь столько времени, дайте хоть какую денежку. Заплатили тысячу, так он нам и шурфы позволил выкопать. Это такая неглубокая яма довольно большой площади. Так металлоискатель может исследовать большую глубину. Недавно, правда, в другом месте насобирали ещё целое ведро, 800 огромных пятаков и 200 двушек.
Некоторые найденные предметы оставляю себе, что‑то меняю. В нашей земле можно найти много интересного. Пуговицы, остатки украшений и оружия. Некоторые экземпляры, я уверен, принадлежат ещё татаро-монголам и периоду киевской культуры. Уточню: не периоду Киевской Руси, а ещё более раннему времени – киевской археологической культуре, это на несколько столетий старше древнерусского Киевского княжества.
Когда в квартале Старая Мельница выселяли последний дом, мы пошли туда с друзьями в надежде найти что‑нибудь любопытное. Но оказалась, что там ещё жила одна бабушка. Пришлось представиться учителем географии – это было первое, что пришло в голову. Попросили разрешения походить по дому. Там были такие огромные печи, на четыре комнаты. От поддувалки отвалился толстый кусок побелки – и проявился красивый чугунный орнамент. С трудом отодрали эту штуковину, еле дотащил до дома. Очистил, проступил рисунок: колесница, которой управляет воин, и в руках держит крест. Конец ХIХ века, изготовлено в городе Касли на чугунолитейном заводе».
«Сокол» и соколята
Встретились мы с Владимиром после заседания клуба коллекционеров. Каждое воскресенье они собираются в ДК «Молодёжный». Сейчас он закрыт на ремонт.
«Но мы всё равно нашли место для встреч. Клуб существует с 1967 года. Расшифровывается просто: старооскольское общество коллекционеров. Людей приходит много, но активных членов – около 50. Раньше сюда со мной ходил старший сын – Александр. Но потом тяга пропала. Сегодня со мной всегда младший – Кирилл. Мы с ним и на поиск выезжаем», – рассказал Скиндер.
Кирилл перешёл в седьмой класс. Собирает свою коллекцию монет, где много экземпляров с парусниками. Интересуется ещё и оловянными солдатиками.
«Хотя настоящих оловянных не так много сохранилось, все они из довоенного времени. Их пускали на хозяйственные нужды. Есть пластмассовые фигурки самого Чапая и его всадников. В выходные на старом рынке купили у бабушки двух татаро-монгольских воинов. Я был счастлив. Папа учит не просто собирать предметы, но и изучать всё, что попадает в руки», – сказал юноша.
Владимир Скиндер согласен с Мишелем Готье, который говорил, что не бывает коллекций-двойников. Каждое собрание отражает характер и вкусы своего владельца:
«В моей коллекции уже больше 5 тысяч предметов. Ценных нет, но все одинаково дороги. Это частичка меня. Никому ничего не отдам».
Владимир Бабич