Короткий путь к генам. Зачем юные химики изучают состав продуктов
В новооскольской средней школе № 1 с углублённым изучением отдельных предметов имени княжны Романовой откроют лабораторию «Архитектура живых систем»
-
Статья
-
Статья
Здесь школьники будут изучать химический состав продуктов питания из собственного ежедневного рациона.
Из «Атома»
Заслуженный учитель России Галина Голованова преподаёт химию около 30 лет. Она рассказала, что в школе давно и успешно работает научное общество школьников «Атом».
«Занимаемся самыми разными вещами. Обычно это подготовка к олимпиадам, конкурсам и работа над исследовательскими проектами, – говорит Галина Яковлевна. – Научное общество собирается два раза в неделю, на каникулах встречаются чаще. В прошлом учебном году в нём было 14 человек. Состав общества формируется в начале учебного года, но это не значит, что он не пополнится желающими. Уже в конце года пришёл в группу мальчик из второго класса. Мы тут с ним выращивали кристаллы меди», – рассказывает Галина Голованова.
Уже несколько лет научное общество изучает, если говорить широко, антиэйджинговые технологии.
«Нам в школу пришло приглашение поучаствовать в конкурсе «Нужно ли жить бесконечно?». Приглашение из МГУ от академика Скулачёва (Владимир Скулачёв – советский и российский биохимик, занимается проблемами старения – прим. авт.). Мы опросили несколько человек разных возрастов и пришли к тому же выводу, к которому сейчас, наверное, пришло всё человечество: жить стоит полноценно. Так мы и стали изучать продукты питания. Человеку всегда интересно, что он ест и как это влияет на его здоровье», – говорит учитель.
Так что же это такое – антиэйджинговые технологии?
— Это совокупность современных технологий, которые разрабатывают учёные, чтобы продлить активную жизнь. Дословно – это технологии против старения.
— И что для этого нужно или, наоборот, не нужно делать?
— Есть масса теорий старения, а самая главная о том, что старение – это окисление. Чтобы у нас окисление в организме шло не так быстро, нужно вести здоровый образ жизни.
— А еда – это самый короткий путь к нашим генам, – добавляет будущая выпускница Анастасия Назина.
Перспективное направление
Настя Царегородцева уже окончила школу и сейчас абитуриентка сразу нескольких вузов. В 11-м классе она вместе с Витой Сапруновой, тоже выпускницей этого года, изучала молочные продукты – выявляла в них полноценных белки, углеводы, а ещё красители и консерванты.
Девушки рассказывают, что исследовали молоко, которое давали в школьной столовой, йогурты, мороженое и сухое молоко. Полученные результаты представили на региональном этапе Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ им. Д. И. Менделеева в Шебекине. И заняли третье место.
Вчерашние школьницы проводят опыт и объясняют, как с помощью биуретовой реакции определить, есть ли полноценные жиры и белки в молочных продуктах. К молоку они добавляют щёлочь и медный купорос.
— Подойдите поближе и увидите, что цвет молока меняется, – приглашает меня Виталина. – Он становится фиолетовым.
— Чем интенсивнее окрашивание, тем больше в молоке животного белка, который полезен для организма, – говорит Анастасия.
В другой исследовательской работе девушки изучали перспективы использования натуральных флавоноидных красителей. Флавоноиды – обладающие полезными свойствами вещества, которые содержатся в некоторых овощах и фруктах.
«Это очень перспективное направление: из них делают лекарства, которые препятствуют возрастным изменениям», – поясняет Галина Голованова.
Помимо физиологической активности, рассказывают исследовательницы, флавоноиды интересны и как натуральные колоранты в пишевой и тканевой промышленности.
Анастасия Назина специально для нас выяснила, какой краситель входит в состав питьевого йогурта одной из популярных марок. Эксперимент, к слову, можно повторить и дома.
«Если йогурт при добавлении соды поменяет свой цвет – значит, натуральный. Если не изменит – значит, использовали ненатуральный краситель», – говорит девушка.
Исследовательницы рассказывают, что находили ненатуральные красители в мороженом, лимонаде и кока-коле.
«По итогами своих работ мы выступаем с лекциями перед малышами и родителями, на Дне города и других мероприятиях, готовим буклеты и брошюры, – рассказывает Галина Голованова. – Из всего этого выросла идея лаборатории».
Профессии завтрашнего дня
В новой лаборатории, которую создадут на грант ЕР в 150 тыс. рублей, школьники будут изучать химический состав продуктов питания из собственного ежедневного рациона. А после этого – давать практические рекомендации.
«То есть будем рассказывать своим сверстникам, одноклассникам, родителям, как правильно выбирать продукты, читать этикетки и что не нужно бояться буквы Е на упаковке», – говорит Анастасия Назина.
На полученные средства для будущей лаборатории оборудуют отдельное помещение, к уже имеющемуся приобретут дополнительное оборудование. Так, в кабинете химии уже есть своя цифровая лаборатория.
«Я рада, что мои дети придут из школы в вуз, и для них новейшее оборудование не будет какой‑то космической техникой, – признаётся Галина Яковлевна. – Цель наша в том, чтобы каждый выпускник, который выйдет из стен школы, разбирался в составе продуктов питания. Предупреждён – значит вооружён».
После школы участники школьного научного общества в основном поступают в медицинские вузы или учатся на технолога пищевой промышленности. А Настя Назина недавно узнала о новой для себя профессии – молекулярный диетолог.
«Это направление открыл Сеченовский университет. Профессия позволяет на генном уровне выявить болезни у человека и подобрать особую диету для него», – говорит она.
Галина Голованова добавляет:
«Не удивляйтесь. Пища – это химическая лаборатория. Что мы едим, из того и будем состоять».
Оксана Придворева