Страница из дневника соревнований. Как прошёл чемпионат России по шоссейному велоспорту
-
Спортивная смена
-
Спортивная смена
Пять дней – с 26 по 30 июня – Белгородская область, славящаяся своими дорогами, принимала чемпионат страны по шоссейному велоспорту. Коллеги из телерадиокомпании «Мир Белогорья» вели ежедневные прямые трансляции турнира, а также готовили выпуски дневника соревнований. «СпортСмена» посетила женскую велогонку на 120 км и делится своими впечатлениями от чемпионата.
Когда не стыдно проиграть девчонкам
«Садись на велосипед и приезжай на «Вираж» (автоспортивный комплекс в Белгороде. – Прим. авт.) утром в субботу! У нас тут будет большой экран с трансляцией гонки, розыгрыш призов от спонсоров. Можно будет поболеть и весело провести время. Только если поедешь на машине, учти – с 9:00 дорогу перекроют. Ой, а где мне на этой странице подпись ставить?» – президент белгородской федерации велоспорта Алевтина Потоцкая по телефону приглашает меня на соревнования, параллельно решая какие‑то организационные вопросы.
Следуя её совету, субботним утром выкатываю велосипед из дома и двигаюсь в сторону «Виража». В отличие от будних дней, когда на работу приходится добираться в плотном потоке транспорта, утро выходного дня радует полупустыми дорогами.
Вот уже как пару дней в Белгороде хозяйничают сильные ветры. Сильные настолько, что, съезжая с Харьковской горы навстречу набегающему потоку воздуха, приходится крутить педали вместо того, чтобы расслабленно катиться вниз под горку. Порой кажется, что порывами может и обратно в гору закатить, задним ходом… Каково же в такую погоду приходится спортсменам, у которых каждая секунда на счету?
Специально для гонки экипажи ГИБДД перекрывают часть городских улиц и участок объездной дороги. Круг длиной 20,8 км проходит рядом с автоспортивным комплексом «Вираж» и аэропортом, захватывая часть белгородской объездной дороги, улицы Корочанскую и Студенческую. Сегодня спортсменкам придётся проехать шесть кругов, преодолев в общей сложности почти 125 км на скорость.
У кольца с каменотёсом уже стоят сотрудники ГИБДД. Дорога пока ещё не перекрыта, но с минуты на минуту проезд для автомобилей ограничат. Начинаю подъём в горку. Через каждые 200–300 метров вдоль трассы стоят волонтёры в оранжевых жилетах, сотрудники полиции и курсанты Белгородского юридического института. В случае необходимости спортсменам окажут помощь в течение нескольких минут.
На участке трассы, над которой проходит глиссада белгородского аэропорта (участок, на котором пилоты самолётов начинают заходить на посадку и ориентируются по специальным мачтам. – Прим. авт.), меня обгоняет группа спортсменок на шоссейных велосипедах в сопровождении микроавтобуса. И хоть разница в скорости у нас с ними небольшая (как мне казалось), а дорога идёт вниз, догнать девушек мне не удаётся. Ну а когда начался подъём в горку, у меня не осталось ни единого шанса – в апхилле неподготовленному офисному работнику с рюкзаком на кантрийном велосипеде бесполезно тягаться со спортсменом на лёгком карбоновом шоссере. Но я хотя бы попытался!
Уже на подъезде к старту на автобусной остановке «Монастырский лес» замечаю бесхозную чёрную сумку. Рядом – никого. На всякий случай решаю проявить бдительность – мало ли что может быть в этой сумке? Останавливаюсь рядом с курсантом БЮИ, который о чём‑то беседует с волонтёром в жилете:
— Извините, там на остановке лежит чья‑то сумка, а рядом никого нет… – не отдышавшись после подъёма, начинаю объяснять я.
— Да это моя, не переживайте, – улыбаясь отвечает курсант.
Ну и хорошо. Но безопасность – превыше всего.
Среди плугов и сеялок
По всей видимости, на «Вираже» до чемпионата проходила какая‑то сельхозвыставка. Других объяснений тому, почему на территории комплекса было так много навесного сельскохозяйственного оборудования, я не нашёл. Между всеми этими плугами, дискователями и прочими боронами разместились команды. Всего в сегодняшней гонке стартует 45 спортсменок из разных регионов России – от Санкт-Петербурга до Забайкальского края и других дальневосточных регионов. Вот стоит праворукая японская иномарка с наклейкой «Хабаровский край». Возле машины на станке сосредоточенно крутит педали спортсменка. Рядом расположился лагерь с номерами 36-го региона – соседи-воронежцы:
— Сегодня ветрено. Как вы считаете, это сильно осложнит гонку для спортсменов? – интересуюсь я у мужчины представительного вида, который оказывается главным тренером воронежской команды Олегом Агаповым.
— На мой взгляд, с ветром гонка становится интереснее. Хуже всего, когда нет ветра, равнинная трасса и жара. А сегодня всё решат смелость и решительность. Ветер позволит реализовать тактические наработки команд. В таких условиях нужно уметь работать, – подчеркнул тренер.
Моё внимание привлекают спортсменки, на форме которых написано «Копейск». Память подсказывает мне, что это город в Челябинской области, известный своей газетой – с номером «Копейского рабочего» в руках несколько лет назад фотографировались звёзды Голливуда Джонни Депп, Анджелина Джоли, Джеки Чан, Леонардо Ди Каприо и другие.
— Как вам в Белгороде? – спрашиваю у одной из спортсменок.
— Белгород по сравнению с Челябинском очень чистый город. Нам здесь понравилось, у вас очень красиво, – охотно делится впечатлениями Валентина Моловствова. – Трасса достаточно техничная, сложная. А по поводу погоды могу сказать, что кому‑то комфортнее ехать в жару, кому‑то – в ветреные дни. Это сугубо индивидуально.
Побеседовать с другими участницами не удаётся – все готовятся к старту. Спортсменки выстраиваются в створе. Идёт обратный отсчёт. Хлопок стартового пистолета, как всегда, оказывается неожиданным.
— Ой! – тонко взвизгивает кто‑то в задних рядах.
Колёса первых велосипедов пересекают стартовую линию, и пелотон начинает свой разгон.
— Куда прёшь!.. – добавляя пару нецензурных слов, рычит низкий женский голос в толпе. Впереди у девушек – больше 120 км по живописным белгородским пригородным дорогам.
Необычный маршрут
В следующий раз велосипедистки проедут здесь только через полчаса, поэтому болельщики переходят к фан-зоне с большим экраном, на котором в прямом эфире идёт трансляция, организованная телерадиокомпанией «Мир Белогорья». Сначала видео зависает, и кружок загрузки изображения забавно совпадает с колесом велосипеда девушки-лидера гонки. Выясняется, что картинка тормозит не по вине телевизионщиков, а из‑за плохого Интернета. После переподключения все убирают гаджеты и начинают следить за гонкой на большом экране.
«Мы с волонтёрами настолько заняты решением технических и организационных вопросов, что я, например, даже стартов вживую не видел, – рассказывает один из руководителей белгородской федерации велоспорта Николай Сергиенко. – Гонку провести не так просто: очень много согласований, так как в организации задействованы разные службы – ГИБДД, МЧС, медики, телевидение, управления физкультуры и спорта города, района и области. Все относятся с пониманием, вникают в нашу специфику. Например, сотрудники ГИБДД освоили методику динамического перекрытия дорог, когда участок закрывается не на всё время гонки, а лишь тогда, когда по нему движутся спортсмены. Это очень помогает уменьшить число автомобилистов, недовольных перекрытием дорог из‑за гонки. Всё‑таки не каждый день у нас в городе проходит чемпионат России!»
За общением с организаторами гонки проходят первые полчаса. Все спешат к финишному створу, через который вот-вот должны проехать участницы соревнований. Группа из четырёх спортсменок вырвалась вперёд, основной пелотон отстаёт от них почти на минуту.
За 50 метров до конца первого круга на глазах у всех вместе с велосипедом падает одна из девушек. Её чудом объезжают следующие за ней спортсменки.
— Нашла где упасть… – шипит кто‑то из участниц сквозь зубы.
Упавшей спортсменке помогают встать, и она продолжает гонку. Судьи в это время решают другую проблему: несколько участников проехали не в тот створ. Дело в том, что ворота разделены на две части – одна для спортсменов, другая – для машин сопровождения. В створе для велосипедистов на земле лежит специальная антенна, при пересечении которой срабатывает специальный чип, установленный на каждом велосипеде участников чемпионата. По ошибке несколько спортсменок проезжают в створ для машин, где антенны нет. Теперь компьютер считает, что они до сих пор едут первый круг, хотя в реальности они давно ушли на второй.
«Сколько раз им всем говорили, где нужно проезжать. Теперь будем стоять на разделительной линии и руками показывать, куда надо ехать, если они не соображают», – негодует судья Александр Азаров.
Интересуюсь у него, как он оценивает уровень белгородской велогонки.
«Соревнования организованы на высоком уровне, – лаконичен судья. – Единственное, что необычно: такие старты, особенно в категории «элита», чаще всего проводят в центре города. Там больше болельщиков, больше внимания к гонке. Здесь же спортсмены катаются среди полей».
Под рёв взлетающих самолётов
Буквально за забором от финишного створа находится взлётно-посадочная полоса белгородского аэропорта. За время гонки взлететь и приземлиться успевают три-четыре самолёта. Фотографы сетуют, что никак не получается сделать фото, на котором в одном кадре будут велосипедистки и самолёт.
«Сегодня ещё терпимый ветер, – рассказывает Антон Мухин, который помогает в организации гонки. – Вчера ограждения, которые разделяют створ на две части, вместе с рекламными баннерами буквально валило порывами. Приходилось людей ставить, чтобы они эти конструкции руками держали».
С трассы приходит грустная новость: на одном из кругов случился завал, в котором пострадала спортсменка из Санкт-Петербурга. С переломом руки её забирает карета скорой помощи.
Счётчик оставшихся кругов на финише, напоминающий перекидной календарь, показывает всё меньшую цифру. За пару кругов до финиша лидеры меняются. Сейчас впереди группа из трёх участниц, основной пелотон отстаёт больше, чем на минуту. Похоже, интриги не будет.
На последнем круге на финише выстраиваются фотографы. Все хотят заполучить кадр, на котором спортсменка-победительница с поднятыми руками пересекает финишную черту. Вот показывается группа лидеров. Все напряжены. Но Александра Гончарова из Самарской области, финишировавшая первой, не очень выразительно поднимает одну руку вверх. Преследующая её Ирина Иванова из Воронежа борется до последнего, а идущая третьей Анна Потокина из Санкт-Петербурга расслабляется метров за 40 до финиша – её бронзу уже не отберёт никто.
Рядом с фан-зоной собираются спортсмены. Девушки, занявшие призовые места, поднимаются на пьедестал и получают медали. А после, как в «Формуле-1», открывают бутылки с шампанским и со смехом начинают поливать всех вокруг. Для них гонка закончилась.
А для любителей гонка только начинается: федерация велоспорта добилась, чтобы по окончании заезда профессиональных спортсменов по этой же трассе на время могли проехать все желающие. На любительскую гонку приехали в основном белгородцы: триатлеты, любители шоссейных и горных велосипедов. Один из участников вообще стартовал в гонке на велосипеде «Украина».
И это не последнее интересное велосипедное мероприятие лета: уже 27 июля на центральном городском пляже Белгорода пройдёт фестиваль экстрима Fun Jumping 2019, во время которого все желающие смогут совершить головокружительный прыжок через трамплин в воду. А «Спортивная Смена» в следующем номере опубликует самые яркие фото со спортивного праздника.