В «Ритме» девяностых. История заводской футбольной команды
-
Спортивная смена
-
Спортивная смена
В сезоне 1990 года «Ритм» выиграл чемпионат области. Мало кто верил, что команда пробьётся во вторую лигу, но именно так и случилось. Её противостояние с «Энергомашем» стало одной из самых интересных страниц истории белгородского футбола.
Исторический трофей
Завод «Ритм» открыли в Белгороде в 1968 году. Предприятие производило специализированную технологическую оснастку и нестандартное оборудование. Через пару лет на заводе собрали футбольную команду. В то время для промышленных предприятий это было модно и престижно. Как правило, игроки лишь числились на заводских должностях, а в реальности занимались только футболом. И зарплата в заводских командах зачастую была выше, чем в команде мастеров. Поэтому оттуда не всегда хотели переходить в «Салют», а руководители заводов всеми способами удерживали своих ведущих футболистов: предлагали высокие зарплаты, квартиры, путёвки в санатории.
«Ритм» участвовал в розыгрыше Кубка Харьковской области, посвящённого памяти мастера спорта СССР Николая Уграицкого. В 1976 году белгородцы завоевали этот трофей. По сей день это единственный случай в истории турнира, когда его выиграла неукраинская команда.
В чемпионате Белгородской области «Ритм» практически всегда шёл в верхней части таблицы, но для первого места чего‑то не хватало. Тренировал тогда команду Леонид Рябцев.
В 1979 году в «Ритм» пришёл её будущий тренер Александр Крюков. Тогда он играл, а параллельно начал тренировать юношескую заводскую команду – дубль.
«Мы с ними выиграли первенство города. Я понял, что перерос этот уровень, и принял команду ПТУ № 4. Выиграли мы первенство области и поехали на первенство Юга России. Второе место там заняли», – вспоминает Крюков.
После этого успеха в «Белгородской правде» вышла статья, в которой указано, кто подготовил команду профтехучилища.
«Публикация попадает к руководству «Ритма». Они меня вызывают: «А почему наши юноши на шестых-восьмых позициях, а ты занимаешь места и молчишь?» Освободили меня от всего на заводе. И юношеской командой я занимался, и сам играл. Больше половины пацанов из ПТУ я перетянул на «Ритм», – вспоминает Александр Фёдорович.
После первых успехов гендиректор завода Анатолий Байбиков, очень любивший футбол, снова вызвал молодого тренера и спросил, что мешает взрослой команде занимать первые места.
И в 1989 году руководство завода, посовещавшись, решает назначить Крюкова главным тренером «Ритма». Сам он, когда принял команду, играть уже закончил.
После этого «Ритм» сходу делает золотой дубль: чемпионат и первенство области выигрывают и взрослая команда, и старшие юноши-заводчане.
«Куда вы лезете?»
Дальше случились самые значимые события в истории «Ритма». В 1990 году все чемпионы регионов Черноземья собрались на чемпионате Юга России. Белгородцы заняли там первое место и отправились в город Камышин Волгоградской области на финальный турнир победителей зон первенства России среди КФК. К тому времени команда усилилась харьковчанами – чемпионом мира среди молодёжи, мастером спорта международного класса Валентином Крячко и мастером спорта СССР Леонидом Сааковым.
Большинство болельщиков и специалистов не верили в успех заводской команды. «Чего ждёт от судьбы белгородский «Ритм», играющий в эти дни в Камышине в финальном турнире, сказать затрудняюсь. Ибо вряд ли футбол областного центра станут представлять в первенстве страны два коллектива», – писала «Ленинская Смена» в 1990 году.
На турнире разыгрывали три путёвки. Из 16 команд во Вторую лигу выходили три. «Ритм» стал вторым и вышел на профессиональный уровень. Так сложилось, что «Энергомаш» в том сезоне вылетел из Первой лиги. И две белгородские команды оказались во Второй.
Тогдашний главный тренер энергомашевцев Виктор Прохоров в интервью той же газете высказал своё отрицательное отношение ко второй команде мастеров в Белгороде:
«Нет чтобы все силы бросить на одну команду, собрать все силы в один кулак. Вместо этого стали распыляться. Боюсь, как бы не получилось так же, как и в Ростове, где тоже создали две, казалось бы, конкурентоспособные команды».
Негатив на «Ритм» шёл со всех сторон.
«Мало того, что ожесточённая конкуренция была, так ещё и неприязнь спорткомитета. Нам говорили: «Куда вы лезете? Куда вы прёте? Вот одна команда есть, зачем вторая?» – говорит Крюков.
«Сегодня получите три»
Первых своих соперников «Ритм» принимал на стадионе завода «Сокол». А потом играл домашние матчи в Прохоровке и Шебекино. На центральном стадионе команде играть не разрешили.
Часто матчи дома выпадали в один день с «Энергомашем». Время сдвигали на несколько часов, чтобы успеть в Белгород и посмотреть, как играют главные конкуренты.
В матче первого круга номинальные гости – «Ритм» – вели 1:0, потом пропустили, а в конце в пустые не забили второй. Так и закончили – 1:1.
Матч второго круга играли в Шебекино. Александр Крюков помнит, что было перед игрой:
«Едем в пазике, они нас обгоняют на «Икарусе». Нападающий «Энергомаша» Юрий Кривченко (сейчас – директор Академии футбола «Энергомаш». – Прим. авт.) сидит на первом сиденье и показывает нам в окно три пальца – мол, сегодня получите три. В итоге мы обыграли их 2:0. Хотя они до этого выиграли подряд пять или шесть игр и сильный ход набрали».
В сезоне-1991 «Энергомаш» стал четвёртым, через переходные матчи вернувшись в Первую лигу, а «Ритм» – шестым. Поэтому в 1992 году судьба уже не свела их на футбольном поле. А спустя ещё год из‑за отсутствия денег развалились обе команды. Было принято решение объединить их в городской хозрасчётный футбольный клуб «Салют». Александра Крюкова назначили главным тренером.
На троллейбусе на тренировки
Одна из главных звёзд «Ритма» – белгородец Тимур Богатырёв. В 1992 году он перешёл в сочинскую «Жемчужину», игравшую в Высшей лиге.
«Единственное, что мы получили, – это комплект формы за него. Ни денег, ничего не было. Потом интервью их тренера Арсена Найдёнова вышло в журнале «Футбол. Хоккей». И он там сказал, что нужно просматривать Вторую лигу: оказывается, там есть такие большие таланты, как Богатырёв», – вспоминает Крюков.
Другой звёздный нападающий того времени – Олег Набоков. Он выступал за «Салют» и «Энергомаш» и является одним из лучших бомбардиров среди белгородцев за всю историю. После объединения команд в 1993 году Крюков собрал всех футболистов и объявил о первой тренировке, пригласив заводчан обоих клубов. Но Набоков не пришёл.
«Он считал себя лидером. Манера поведения была такая, как будто смотрел немножко свысока. Я же всем сказал: кто хочет, приходите. Он ко мне не подходил, ничего не спрашивал. Подходили тренер Евгений Сахаренков, Анатолий Кецкало из спорткомитета: «Ну что ты, возьми Олега, он поможет». Я ж не запрещаю. Но так Олег и не появился», – сетует Александр Фёдорович.
Для Крюкова звёздное имя значило намного меньше порядка и дисциплины. И посадить на лавку человека, прошедшего три сбора с командой, выпустив звезду вместо него, – не про этого тренера.
«Был момент с защитником «Салюта» Юрием Горбенко. Идёт сезон 1993 года, мы на первом месте. Он приходит: «Думаю, что усилю вас, я же не с улицы человек». Говорю: «Я не против, переодевайся, потренируемся, посмотрим». Он не согласился. Нужно было, чтобы я сразу пообещал, что он будет играть в основе».
Игорь Руцкой, работавший в «Ритме» начальником команды, считает Крюкова очень жёстким, но человечным, справедливым тренером:
«Как личность и как тренер он очень сильный. Это такой мотиватор. Если шло что‑то не так, в перерыве вещи летали по раздевалке. Это помогало, так приходилось некоторых будить. После «Ритма», уже в середине 1990-х, его убирали и команда сыпалась. А когда возвращали – снова лезла вверх».
В 1994 году у Крюкова начались разногласия с президентом клуба Николаем Сотниковым:
«Допустим, команде надо ехать на тренировку, а он забирает автобус и занимается коммерцией: возит подушки, одеяла и продаёт. Он это называл зарабатыванием денег и считал, что можно и на троллейбусе ездить на тренировки. Но это же была команда мастеров, какие троллейбусы?»
Президент и тренер разругались. «Салют» возглавил Анатолий Богданов. В итоге команда вылетела в КФК. В 1996 году Крюкова вернули, и он вновь вывел команду в профессионалы, проработав до 1998 года.