Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
27 июня 2019,  13:33

Вернулась в свой храм. Как белгородского чудотворца почитают в других регионах России

Вернулась в свой храм. Как белгородского чудотворца почитают в других регионах РоссииИкона святителя Иоасафа в Эрмитаже
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Тысячи верующих приходят в Преображенский собор Белгорода поклониться мощам святителя Иоасафа, белгородского чудотворца. Фрески или иконы с его изображением есть в каждом местном храме. Но святого знают и почитают и в других регионах России. А его образы есть в крупнейших музеях страны.

От Москвы до Новосибирска

В Государственном историческом музее, центральный филиал которого находится на Красной площади в Москве, есть четыре экспоната о святителе Иоасафе. Два – это брошюры, выпущенные к его канонизации в 1911 году. Третий – фототипия с изображением святого, сделанная в 1911–1917 годах, а четвёртый – икона, которая датируется началом XX века.

Создана икона в одной из южных губерний России. На ней святой изображён в полном облачении, в правой руке у него крест, а в левой – архиерейский посох. На груди размещаются крест и панагия, украшенные жемчугом. Предположительно, эта икона была частью храмового убранства.

Если мы перенесёмся в Санкт-Петербург, то и здесь найдём изображения белгородского святого. Очень красивая икона хранится в Эрмитаже. Она написана в 1911 году и помещена в оклад из серебра и парчи. Ещё два образа, один из которых в серебряном окладе, хранятся в фондах музея-заповедника «Царское село». Император Николай II инициировал канонизацию епископа Иоасафа после того, как в 1904 году побывал в Белгороде, спустился в пещерку угодника и узнал о его жизни и деяниях. А в декабре 1911 года царская семья прибыла в Белгород, чтобы поклониться мощам Иоасафа. У Романовых были иконы святого, и относились они к нему с благоговением.

 

Ещё до канонизации святителя писали его портреты, которые почитались как иконы. Подобные изображения есть, например, в Ростово-Ярославском архитектурно-художественном музее-заповеднике. Одно из них относится ко второй половине XVIII века, а второе – к XIX веку.

В 1911 году были изданы указания, как изображать святого. Основой для канона стал портрет 60-х годов XIX века из Киевской духовной академии. Курская церковная историко-археологическая комиссия сравнила его с мощами и решила, что он наиболее близок к реальности. Удлинённый овал лица, длинные седые волосы, тонкие аристократические черты делают лик святого узнаваемым и знакомым большинству верующих.

Образы святителя можно увидеть в музеях Урала и в Новосибирске. А в Республике Коми есть икона с изображением основных событий его жития. Отпечатана она в начале XX века в Москве в литографии товарищества Ивана Сытина – известного русского предпринимателя и просветителя.

Ещё три экспоната хранятся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Это икона, вырезанная из кипариса в 1910-х годах в Сергиевом Посаде, эмалевая икона и двусторонний нательный серебряный образок. С одной стороны на нём святитель Иоасаф, а с другой – Николай Ратный, чудотворную икону которого можно увидеть в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Белгорода.

Засияла яркими красками

У мощей святителя Иоасафа происходили чудеса. Многочисленные случаи исцелений были записаны ещё до революции. С иконами святителя также связано немало чудесных историй. Одна из них произошла в Крестовоздвиженском храме Старого Оскола. Здесь находится любимый прихожанами образ святого. Десять лет назад икона святителя Иоасафа была украдена. Она находилась в боковом приделе храма, и вор, скрывшись за колонной, незаметно достал её из деревянного киота и унёс.

А через три года случилось чудо. Настоятель храма обнаружил пропавшую икону в белгородском Центре православной книги. Оказалось, что один верующий белгородец увидел её в антикварном магазине в Москве, купил и подарил Белгородской и Старооскольской епархии. В том, что это был тот самый образ, который три года назад пропал из храма, не было сомнений. По всей видимости, вор, когда вынимал икону из киота, очень торопился и повредил живописный слой. Его частички так и остались в киоте, и когда их приложили к иконе, рисунок полностью восстановился. Так святыня вернулась на своё первоначальное место.

А в одном из храмов Самары чудесным образом обновилась потемневшая икона святителя Иоасафа. Этот старинный образ пожертвовали в Кирилло-Мефодиевский собор, когда он только строился. После того как в храме начались богослужения, его служительницы стали с удивлением замечать, что икона светлеет. В итоге она полностью обновилась и засияла яркими красками. А наверху осталось лишь несколько маленьких тёмных пятен в напоминание о том, какой икона была раньше.

Анна Кущенко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×