Вернулась в свой храм. Как белгородского чудотворца почитают в других регионах России
![Вернулась в свой храм. Как белгородского чудотворца почитают в других регионах России Вернулась в свой храм. Как белгородского чудотворца почитают в других регионах России](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/b6/42/b642d972-6cd3-409a-9497-361310e5af67/ikona-khraniashchaiasia-v-ermitazhe.jpg__750x415_q75_crop-True_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Тысячи верующих приходят в Преображенский собор Белгорода поклониться мощам святителя Иоасафа, белгородского чудотворца. Фрески или иконы с его изображением есть в каждом местном храме. Но святого знают и почитают и в других регионах России. А его образы есть в крупнейших музеях страны.
От Москвы до Новосибирска
В Государственном историческом музее, центральный филиал которого находится на Красной площади в Москве, есть четыре экспоната о святителе Иоасафе. Два – это брошюры, выпущенные к его канонизации в 1911 году. Третий – фототипия с изображением святого, сделанная в 1911–1917 годах, а четвёртый – икона, которая датируется началом XX века.
Создана икона в одной из южных губерний России. На ней святой изображён в полном облачении, в правой руке у него крест, а в левой – архиерейский посох. На груди размещаются крест и панагия, украшенные жемчугом. Предположительно, эта икона была частью храмового убранства.
Если мы перенесёмся в Санкт-Петербург, то и здесь найдём изображения белгородского святого. Очень красивая икона хранится в Эрмитаже. Она написана в 1911 году и помещена в оклад из серебра и парчи. Ещё два образа, один из которых в серебряном окладе, хранятся в фондах музея-заповедника «Царское село». Император Николай II инициировал канонизацию епископа Иоасафа после того, как в 1904 году побывал в Белгороде, спустился в пещерку угодника и узнал о его жизни и деяниях. А в декабре 1911 года царская семья прибыла в Белгород, чтобы поклониться мощам Иоасафа. У Романовых были иконы святого, и относились они к нему с благоговением.
![Образок из музея Андрея Рублёва / Фото: Фото из архива музея Образок из музея Андрея Рублёва](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/fc/82/fc82fd74-e77f-4246-afc9-0e7d806712c8/obrazok_iz_muzeia_andreia_rubliova_foto_iz_arkhiva_muzeia.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Икона святителя Иоасафа из музея Андрея Рублёва / Фото: Фото из архива музея Икона святителя Иоасафа из музея Андрея Рублёва](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/0e/73/0e73759d-ea7f-41ba-9e99-414f7b04b333/ikona_iz_fondov_muzeia_andreia_rubliova_foto_iz_arkhiva_muzeia.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Ещё до канонизации святителя писали его портреты, которые почитались как иконы. Подобные изображения есть, например, в Ростово-Ярославском архитектурно-художественном музее-заповеднике. Одно из них относится ко второй половине XVIII века, а второе – к XIX веку.
В 1911 году были изданы указания, как изображать святого. Основой для канона стал портрет 60-х годов XIX века из Киевской духовной академии. Курская церковная историко-археологическая комиссия сравнила его с мощами и решила, что он наиболее близок к реальности. Удлинённый овал лица, длинные седые волосы, тонкие аристократические черты делают лик святого узнаваемым и знакомым большинству верующих.
Образы святителя можно увидеть в музеях Урала и в Новосибирске. А в Республике Коми есть икона с изображением основных событий его жития. Отпечатана она в начале XX века в Москве в литографии товарищества Ивана Сытина – известного русского предпринимателя и просветителя.
Ещё три экспоната хранятся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Это икона, вырезанная из кипариса в 1910-х годах в Сергиевом Посаде, эмалевая икона и двусторонний нательный серебряный образок. С одной стороны на нём святитель Иоасаф, а с другой – Николай Ратный, чудотворную икону которого можно увидеть в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Белгорода.
![Икона святителя Иоасафа в Государственном историческом музее / Фото: Фото с сайта музея Икона святителя Иоасафа в Государственном историческом музее](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/67/7b/677b85dd-703f-4845-a901-06cb74167677/ikona_iz_fondov_gosudarstvennogo_istoricheskogo_muzeia_foto_s_of_saita_muzeia.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Картина святителя Иоасафа из фонда Ростово-Ярославского музея-заповедника / Фото: Фото из архива музея Картина святителя Иоасафа из фонда Ростово-Ярославского музея-заповедника](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/a2/df/a2dfe189-97fb-422c-8742-974b26301547/kartina_iz_fonda_rostovo-iaroslavskogo_muzeia-zapovednikaiu_foto_iz_arkhiva_muzeia.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Засияла яркими красками
У мощей святителя Иоасафа происходили чудеса. Многочисленные случаи исцелений были записаны ещё до революции. С иконами святителя также связано немало чудесных историй. Одна из них произошла в Крестовоздвиженском храме Старого Оскола. Здесь находится любимый прихожанами образ святого. Десять лет назад икона святителя Иоасафа была украдена. Она находилась в боковом приделе храма, и вор, скрывшись за колонной, незаметно достал её из деревянного киота и унёс.
А через три года случилось чудо. Настоятель храма обнаружил пропавшую икону в белгородском Центре православной книги. Оказалось, что один верующий белгородец увидел её в антикварном магазине в Москве, купил и подарил Белгородской и Старооскольской епархии. В том, что это был тот самый образ, который три года назад пропал из храма, не было сомнений. По всей видимости, вор, когда вынимал икону из киота, очень торопился и повредил живописный слой. Его частички так и остались в киоте, и когда их приложили к иконе, рисунок полностью восстановился. Так святыня вернулась на своё первоначальное место.
А в одном из храмов Самары чудесным образом обновилась потемневшая икона святителя Иоасафа. Этот старинный образ пожертвовали в Кирилло-Мефодиевский собор, когда он только строился. После того как в храме начались богослужения, его служительницы стали с удивлением замечать, что икона светлеет. В итоге она полностью обновилась и засияла яркими красками. А наверху осталось лишь несколько маленьких тёмных пятен в напоминание о том, какой икона была раньше.
Анна Кущенко