Поедем, Лёнька, воевать… Как три подростка из Викторополя стали сынами полка
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
В начале войны в вейделевском Викторополе построили аэродром, имевший важное стратегическое значение: с него наши самолёты летали на задания под Харьков и Белгород. 7 июля 1942 года Викторополь оккупировали немцы, а в ночь с 17 на 18 января 1943-го советские части освободили посёлок. Сразу трое детей из маленького посёлка ушли вместе с советскими частями на фронт – уникальный случай.
«Это был рабочий посёлок, где сделали совхоз и стояли бараки. Люди приезжали на сезонные работы, исконно местных жителей было мало. Примечательно, что почти все выжившие, из ушедших воевать, возвращались обратно», – рассказывает учитель истории викторопольской школы Александр Околота.
42 года в школе
Васе Рощупкину, отец которого уже воевал с врагом, было 14 лет, когда Викторополь оккупировали немцы. Он родился в слободе Никитовка Воронежской области (сегодня – Красногвардейский район). Василий добровольно ушёл на фронт 15 мая 1943 года, когда ему не было ещё и 15 лет. Сначала воевал на 1-м Украинском фронте в 678-м батальоне аэродромного обслуживания. Был там связным.
С 10 декабря 1944-го его часть входила в состав 4-го Украинского фронта. Закончил службу Василий только в 1948 году, батальонным кино-радиомехаником. Награждён орденом Отечественной войны II степени, медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», медалью «За отвагу».
Откуда у молодого парня боевые награды?
«Рощупкин был связистом на посту воздушного наблюдения, сообщал о налётах немцев. В 1945 году его, 17-летнего парня, посадили стрелком-радистом на самолёт Ил-10 – модифицированный штурмовик Ил-2. Их сбили где‑то в Австрии, и лётчик погиб, хотя и успел посадить самолёт, а Рощупкин получил ранение», – рассказывает один из эпизодов вейделевский краевед Анатолий Пухличенко.
После демобилизации 20-летний ветеран три года был вожатым и воспитателем детского дома в Викторополе, затем его перевели в Вейделевскую школу. Здесь он проработал 42 года учителем физкультуры. В школе Василий Иванович создал клуб юных техников «Искатель», который стал лауреатом премии Ленинского комсомола.
На пенсию Василий Иванович вышел в 1988 году, но продолжил сотрудничать со школой, Домом культуры и вейделевским краеведческим музеем. Был внештатным автором районной газеты «Пламя», написал книгу «Край мой родниковый». В 2010 году Василий Иванович ушёл из жизни. Похоронили его в Вейделевке.
Мачеха благословила
Алексей Шаповалов с Рощупкиным одногодки – он тоже родился в 1928 году на хуторе Хрещатый. В пять лет Алёша лишился матери, в тот же год тяжело заболел отец, и мальчика отправили в вейделевский Дом приюта. Через три года отец его нашёл, и они переехали жить в Викторополь.
В первые дни войны Шаповалов-старший отправился воевать. Сын остался в колхозе и два раза помогал эвакуировать скот на восток. Как угоняли от немцев колхозную животину, хорошо показано в драматическом ночном эпизоде фильма «Они сражались за Родину». Из второго, неудачного похода он вернулся уже в захваченный немцами хутор. После освобождения наскоро выучился на тракториста. Как‑то ему дали задание перепахать и засеять заросшее бурьяном поле. Выехал, а трактор заглох. Неподалёку от поля стояла зенитная батарея. Они тягачом завели трактор и помогли юноше закончить дело. Когда часть переводили, командир батареи сказал мальчику: «Поедем, Лёнька, с нами, воевать будем…»
Мальчик согласился, мачеха благословила его, и Алексей стал сыном полка 379-го батальона аэродромного обслуживания. Там он и находился с июля 1943 года. Присягу принял 26 июля 1946 года – через три года реальной боевой биографии.
Сначала Алексей был связным, потом стал водителем спецмашин по обслуживанию аэродрома. Одним из ярких воспоминаний на всю жизнь для него осталась встреча с легендарным Покрышкиным: он подвозил командира авиадивизии, трижды Героя Советского Союза. Войну закончил в Берлине.
Но отдохнуть не довелось. Уже в марте 1947 года его призвали в Вооружённые силы – теперь уже на законную, по возрасту, службу. Из армии Алексей вернулся в 1950 году. После службы Шаповалов всю жизнь работал в Викторополе. За успехи в народном хозяйстве в 1964 году Алексея Фёдоровича наградили золотой медалью ВДНХ, а в 1966-м – орденом «Знак почёта».
Без билета
Павел Виниченко родился в 1930 году в Вейделевке. В 13 лет, в октябре 1943 года, стал сыном полка 357-го батальона аэродромного обслуживания. Служил телефонистом. Войну закончил в Берлине.
«У него не было военного билета, ушёл в 13 лет, а вернулся с войны в 15. Доучился в седьмом классе и начал работать. Все они достигли чего‑то в жизни, не были простыми рабочими, и важно, что были скромными людьми», – говорит Александр Околота.
После войны сын полка вернулся в Викторополь, где работал по разным специальностям. Ещё раз Павел Иванович отслужил в армии с 1952 по 1955 год в Башкирии. Потом снова вернулся в Викторополь, работал мотористом, шофёром, заведующим гаражом и управляющим отделения зерносовхоза «Викторополь». С 1971 года жил в Саратовской области, потом на Украине работал мастером транспортного участка ремонтно-подшипникового завода. С 1980 по 1990 год трудился в Борисовском районе – заведовал мастерской совхоза «Борисовский». В марте 1990 года ушёл на пенсию.
На вечную память
9 мая в Викторополе открыли памятник сынам полка, из района на войну ушли десять детей. Памятник начали делать на общественных началах, а потом активистам помогли сельская и районная администрации.
«Мы долго думали, как должен выглядеть сын полка. Посмотрели много фотографий. В итоге решили, что это должен быть молодой человек, который опёрся на деталь самолёта, а в руках у него книга – ведь он ещё школьник», – рассказывает про монумент Александр Околота.
Памятник сделал ровеньский скульптор Николай Шептухин. Он рассказал, что потратил на него меньше месяца – настолько хорошо и легко ему работалось с такой идейной композицией.
Справка
В 1944 году Валентин Катаев написал произведение, за которое в 1946 году получил Сталинскую премию II степени, – «Сын полка». В нём маленького Ваню Солнцева, лишившегося родителей в оккупации, приютили в своём подразделении разведчики. Таких Вань в Советской армии во время Великой Отечественной было 3,5 тысячи. Точных данных нет: не всегда командиры доводили наверх сведения о своих воспитанниках (так до выхода повести называли таких ребят). А история явления берёт своё начало с XVIII века, когда в каждой сухопутной части был молодой барабанщик, а на каждом корабле – несовершеннолетний гардемарин. Известны случаи, когда к воинским частям прибивались дети во время Первой мировой войны.