Здравствуй, Росица! Как я переписывалась с заграничными ровесницами
Корреспондент «Белгородских известий» вспоминает своё пионерское детство
-
Статья
-
Статья
Каждый советский ученик знал, что главное на свете – мир и дружба между народами. А законы пионеров закрепляли обязательство «быть другом пионерам и детям трудящихся всех стран».
Видимо, детское сознание не принимало формального исполнения этой установки, и многие мои сверстники переписывались с иностранными школьниками. Современная молодёжь удивится, но в эпоху, далёкую от виртуальных коммуникаций, дети были способны найти друга за границей. Просто нужно было написать письмо с коротким рассказом о себе, а на конверте указать страну (конечно, относящуюся к дружественному соцлагерю), город, номер школы, а в строке «получатель» сделать приписку: любой девочке из пятого (или какого‑то другого) класса.
Не помню, чтобы так знакомились мальчики, но многие мои одноклассницы имели эпистолярных иностранных подруг. Я не была исключением и однажды написала несколько писем в разные города Европы. Ответила мне пятиклассница из чехословацкого города Пльзень.
Интерес из детства
Почему я выбрала этот город – ума не приложу. Наверное, просто понравилось его название. С моей подругой Илоной мы переписывались больше четырёх лет. Это была очень красивая, умная девочка, которая писала на хорошем русском языке. Мы посылали друг другу открытки с видами своих городов, исторических памятников. Сейчас понимаю, что во многом под их влиянием и сформировалась моя неутолимая страсть к путешествиям. Содержание писем было незамысловатым. Рассказывали друг другу о своих обычных занятиях, традициях, погоде.
Тем не менее читать эти письма и сегодня интересно: многое изменилось в отношениях наших стран и некоторые вещи открываются теперь по‑иному.
«В ноябре у нас месячник чехословацко-советской дружбы. В этот месяц мы смотрим советские фильмы, беседуем с советскими туристами, которые бывают в нашем городе. 9 мая – день освобождения Праги и всей Чехословакии, день победы над фашистской Германией. Прагу освободила Советская армия. В этот радостный день наша освобождённая страна вступила на светлый путь строительства социализма», – писала пионерка Илона.
Не знаю, понимала ли эта маленькая девочка, что этими близкими к официозу словами подкрепляла во мне гордость за мою сильную и непобедимую страну? Было ли её восхищение искренним или просто данью вежливости? Я так этого и не узнала. Наша переписка прервалась, когда после девятого класса она поступила учиться в колледж в Брно. Повзрослев, я не стала её разыскивать, оставив её письма как память о детстве, которое уже не вернуть.
Дружба навеки
А вот моя вторая подруга по школьной переписке прошла со мною через всю жизнь. С Росицей Ивановой из небольшого болгарского городка Горна-Оряховица мы обменивались письмами все школьные годы. И сразу было понятно, что наше общение строилось не только на интересе к человеку из другой страны, но и большой человеческой симпатии: письма были глубокими, очень личными, доверительными. Мы стали настоящими подругами. И хотя много раз могли потеряться в жизненной круговерти, кто‑то на небе тщательно следил, чтобы этого не случилось.
Больше того, за 40 лет знакомства мы трижды встретились. Так, в 1989 году Росица прислала мне вызов, и я отправилась в заграничное путешествие в Болгарию. Впервые заговорив с подругой, я поразилась, как хорошо та владеет русским: она знала наши анекдоты и артистов, цитировала интересные места из советских популярных фильмов, следила за политикой в нашей стране. Затем Росица приезжала в Ростов-на-Дону с народным хореографическим коллективом, где много лет занималась. Конечно, я не упустила шанс, чтобы её повидать.
А два года назад мы вместе гуляли по Словении. Обе уже бабушки, мы не потеряли интереса друг к другу, нам было что рассказать, что вспомнить. Сегодня мы постоянно общаемся с помощью современных способов связи. Знаете, это огромное счастье – знать, что где‑то за тысячи километров есть близкий человек, который знает и понимает тебя иногда лучше тех, кто рядом.
«Мы же писали друг другу столько лет, поэтому знаем друг о друге всё», – объяснила мне этот феномен Росица.
Сегодня, оглядываясь назад, я могу оценить, что ещё дала мне эта детская переписка, кроме верной подруги и любви к путешествиям: интерес и огромное уважение к культуре народов других стран, понимание того, что в мире очень много хороших людей, и той самой пионерской истины, что мы все должны дружить.
Ольга Бондарева