Чёрная плесень. Жильцы разрушающегося дома не могут добиться ни расселения, ни капремонта
Корреспондент «Белгородской правды» побывала в доме № 16 на Михайловском шоссе в Белгороде
-
Статья
-
Статья
По документам строение сдали в 1961-м, но, по словам жильцов, возвели его в 1954-м. Сначала здесь была контора управления мясокомбината, позже здание, не предназначенное для жилья, переделали под общежитие. Жители уверяют: капремонта здесь не было никогда. И больше двух лет доказывают властям, что находятся в отчаянном положении.
Мокрый дом
Сейчас в здании проживает около 100 человек, оно числится многоквартирным домом и внесено в программу капитального ремонта на 2027 год. Но у жителей трёхэтажки есть большие сомнения, что их дом до этого времени не разрушится. Они написали коллективную жалобу в газету, и я убедилась, что здание действительно в ужасном состоянии.
Снаружи на стенах дома в нескольких местах проходят трещины, а на двух стенах образовались большие мокрые пятна – дом промок насквозь.
Кровля здания протекает, заливая жилые помещения, кухни и коридоры на третьем этаже. Кое‑где от сырости отваливаются кафель и штукатурка на стенах. По словам жильцов, иногда вода течёт с потолка по проводке и лампочкам, из‑за чего светильники взрываются. Канализация и водопровод постоянно забиваются, а электропроводка пожароопасная.
В комнатах, на кухнях, в санузлах, душевых, коридорах потолки и стены покрыты вредной для здоровья чёрной плесенью. У Юлии Боднарюк из‑за грибка плесени в очередной раз отклеились обои.
Пытаюсь сфотографировать следы разрухи, а кадры получаются туманными. Первая мысль: что‑то не так с фотоаппаратом. Но оказалось, что объектив запотевает от сырости в комнате!
«У меня двое детей. Сыну 8 лет, дочери 1,5 года, и они вынуждены дышать этим, – сетует Юлия. – Сынок только недавно переболел бронхитом. Вполне вероятно, что это произошло из‑за вредной атмосферы дома».
Жительница другого подъезда Раиса Селищева демонстрирует мокрые разводы в одном из туалетов. На ощупь стена даже не влажная, а реально мокрая насквозь.
«Когда мы сюда въезжали 25 лет назад, подоконники были над головой, а теперь голову в окнах видно. Видимо, так фундамент просел», – говорит женщина.
Недопустимо для проживания
Жильцы безуспешно бьются над проблемой более двух лет. Они писали коллективные письма в администрацию Белгорода, депутатам горсовета, в свою управляющую компанию, в жилищную инспекцию и другие инстанции. Люди просили либо признать дом аварийным и непригодным для жилья, либо срочно провести капитальный ремонт. Игорь Воинов, ведущий переписку от имени жителей дома, насобирал уже несколько объёмистых папок с разными материалами, обращениями и отписками чиновников, а воз и ныне там.
«Органы власти по неоднократным нашим просьбам и жалобам никаких мер не приняли, объясняя, что по действующему законодательству не в состоянии нам помочь, – рассказал Игорь Николаевич. – Из мэрии написали, чтобы мы сами сделали экспертизу дома, собрали кипу документов, и тогда будет принято решение о переносе сроков капитального ремонта на ближайшее будущее».
Жителям бывшего общежития пришлось скидываться на экспертизу – собрали почти 100 тыс. рублей. В мае 2018 года специализированная организация «Экспертно-техническое бюро» обследовала здание и выдала заключение о недостатках на 33 листах. В нём говорится, что внутридомовые инженерные, водопроводные, канализационные и электрические сети, кровля, стены и перекрытия дома изношены и сам он находится в неудовлетворительном техническом и недопустимом для проживания состоянии. Результаты экспертизы отправили в мэрию на рассмотрение межведомственной комиссии.
«Готовы освоить»
В августе прошлого года жители дома обратились также к генеральному директору Управляющей компании ЖБК-1 Александру Селиванову, который в то время был депутатом Белгородского горсовета. Он пообещал провести комиссионное обследование дома, после чего специалисты проектно-планировочного управления компании рассмотрят вопрос о целесообразности реконструкции жилья. Более предметный ответ будет после проведения всех необходимых расчётов.
Через три месяца представители УК ЖБК-1 сообщили в мэрию, что «готовы оказать содействие по переселению граждан, а земельный участок освоить в соответствии с функциональным зонированием территории в порядке, предусмотренном законодательством».
Другими словами, компания готова переселить людей в другое жильё, а на месте аварийного здания построить новый дом и облагородить прилегающую территорию.
Расселению не подлежит
Казалось бы, всё складывалось как нельзя лучше. Но не тут‑то было. В конце декабря жители получили «новогодний подарок». Руководитель жилищного управления администрации Белгорода Наталья Бодякова сообщила, что вопрос о техническом состоянии дома рассмотрели 27 июля 2018 года на заседании городской межведомственной комиссии. И в соответствии с её решением жилой дом признали подлежащим капитальному ремонту распоряжением от 11 декабря 2018 года.
«На территории городского округа подлежат расселению дома, признанные в установленном законом порядке аварийными. Таким образом, дом № 16 под условия программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда не подходит и расселению не подлежит», – объяснила Наталья Олеговна.
В письме из жилуправления также отмечалось, что «вопрос о развитии застроенной территории может быть рассмотрен при наличии не менее двух домов, признанных аварийными».
«Так что даже потенциальный застройщик не помог, хотя у нас была реальная возможность переселиться в благоустроенные дома и квартиры»,– сожалеет Игорь Воинов.
Несмотря на все неудачи, Игорь Николаевич со своими соседями не сдаётся. Он написал президенту России Владимиру Путину, главному федеральному инспектору по Белгородской области Александру Закоржевскому и депутату Белгородского горсовета Любови Киреевой. Да и как тут сдашься, когда нормально жить в 16-м доме нельзя.