Ещё хотим
— А мы когда? – звонко спрашивает девочка с косичками, заглядывая в кабинет.
— Вы же только были, – удивляется заместитель директора Лариса Головчанская.
— Ещё хотим, – парирует школьница.
Нам правила дорожного движения преподавали с первого класса, но никаких приспособлений, оборудования, специальных тетрадей я не припомню, да и занятия эти были скучные. Что такого происходит на этих уроках, что дети снова хотят на них попасть?
Центр «Лаборатория безопасности» создали в 2017 году на базе станции юных техников.
«Главная цель – сформировать правильное поведение детей на дороге, – говорит педагог-организатор станции юных техников Михаил Рудавин. – Работаем по четырём направлениям: «Пешеходы», «Пассажиры», «Водитель двухколёсного транспорта», «Оказание первой помощи». Программа меняется в зависимости от возраста ребёнка, учим детей от 5 до 16 лет, используем оборудование, игры, аудио– и видеофильмы, дарим призы – брелоки, сумки, рюкзаки».
Передвижная часть лаборатории, которая путешествует по округу и за его пределы, представляет собой «газель» ярко-оранжевого цвета. Кроме водителя и двух преподавателей, в машине помещаются четыре велосипеда, шесть самокатов, два светофора, элементы дорожной разметки, информационные стенды, а ещё конусы разных размеров для соревнований, макет разборного автобуса.
«В основном работаем в Новооскольском городском округе, но проводили занятия и для прохоровских, корочанских школьников. Летом приезжали в детские лагеря в Строителе. Мы ездим всюду, куда нас приглашают», – рассказывает Михаил Иванович.
В новооскольской школе № 1 для занятий центра выделили просторный кабинет, где на манекене «Александр» отрабатывают упражнения по реанимации. Ещё здесь есть симулятор вождения автомобиля с рулём, педалями и монитором.
«На симуляторе занимаются старшеклассники, детей 5–8 лет учим вызывать службу спасения, скорую помощь, объясняем, как выходить и садиться в автобус. Теоретические занятия чередуются с практическими. Иногда выносим оборудование в спортзал и отрабатываем навыки перехода проезжей части, передвижения пешеходов, остановки на сигналы светофоров».
Преподаватели привлекают и родителей к изучению ПДД, устраивают соревнования взрослых и детей на знание правил.
«Если соревнуются с маленькими, то родители побеждают, а если со школьниками постарше, то оказывается, взрослые уже многого не помнят, – отмечает Михаил Иванович. – После занятий дети сами изучают правила, мы их мотивируем. Легче всего им даётся тема «Пассажиры», с правилами для пешеходов труднее. Школьники знают, что надо посмотреть по сторонам, но забывают зачем».
Налево, направо, налево
Пятиклассники расселись за парты, разложили пеналы с карандашами, сложили руки в ожидании, и я с ними.
«За каждый правильный ответ – приз, – сразу объявил Михаил Иванович. – Вспомним прошлую тему – «Пешеход». И первый вопрос: кто является участником дорожного движения?»
Водитель, пешеход, пассажир. Все ответили правильно.
— Как переходить дорогу? – спрашивает дальше Рудавин.
— Сначала посмотреть по сторонам, – бойко отвечает мальчонка.
— Когда дошёл до середины дороги, надо опять посмотреть направо, – кричит школьник с последней парты.
«Посмотрите налево, потом направо, снова налево, ведь пока вы отвернулись, могла подъехать машина. Оцените расстояние до приближающегося транспорта, убедитесь, что все автомобили остановились, перейдите спокойно, на середине проезжей части опять посмотрите направо и завершите переход, – диктует Михаил Иванович. – Даже если загорелся зелёный сигнал светофора, не спешите – действует «правило трёх секунд», в это время машины, проскочившие на жёлтый сигнал, заканчивают движение».
Дети открыли большие оранжевые тетради с яркими картинками, записали определение пешехода, повторили алгоритм действий при переходе, подписали названия знаков, быстро определили, что мальчик, переезжающий по зебре на самокате, нарушает правила.
«А надо вести рядом с собой, как и велосипед», – с видом знатока объясняет мальчик с третьей парты.
Проверка на внимательность
Были и вопросы с подвохом.
«Вы, ученики пятого класса, можете выезжать на проезжую часть?» – хитро улыбаясь, спрашивает преподаватель.
Дети зашумели, но улыбку заметили и дружно ответили, что до 14 лет на проезжей части им не место. После повторения пройденного начинаем новую тему – «Пассажиры».
— А до какого возраста нужно пристёгиваться? – уже серьёзно спрашивает Рудавин.
— До 12 лет, – раздалось со всех сторон, а мальчик в рубашке навыпуск неуверенно произнёс: «Всегда» и заслужено получил приз – светоотражающий брелок.
«Но вы не зря вспомнили про 12 лет, до этого возраста нельзя ездить на переднем сиденье без специального кресла, – говорит Михаил Иванович. – Сзади дети от рождения и до семи лет должны находиться в автокреслах, а с семи до двенадцати – пристёгиваться специальным треугольником, который понижает ремень безопасности».
Преподаватель показал, как работает кресло, как правильно его подобрать и настроить. Большое впечатление на детей произвёл социальный ролик о том, что столкновение даже на скорости 50 км в час равно падению с девятого этажа.
Отвлекать водителя нельзя, и Михаил Иванович доказал это детям экспериментально. Он включил мультик, параллельно диктовал загадки про животных, а в конце поинтересовался, сколько в мультфильме автобусов. Даже я не запомнила, потому что старательно отвечала на загадки. Пришлось мультик заново пересматривать.
Что дают уроки ПДД?
Дима Арцыбашев:
«Не только пешеходы и водители должны соблюдать ПДД, у пассажиров тоже много правил: пристегнуться, выходить со стороны тротуара. Я узнал, что нельзя бежать за автобусом, если опоздал, выходить на проезжую часть навстречу автобусу. Интересное было видео о том, когда появился ремень безопасности и кто его создал. Я буду правильно использовать эти знания».
Саша Лазовский:
«Узнал, как правильно сидеть в кресле, подбирать его нужно по росту и весу. Самое опасное место – сзади посередине. Некоторые правила знал и раньше, мне мама рассказала. Я в школу езжу на автобусе, поэтому мама научила, что нельзя опираться на двери и нужно всегда пристёгиваться».
Настя Крядченко:
«Я знала, что надо уступать место пожилым и беременным, на уроке об этом напомнили. Показали, что будет с человеком, если он не пристегнётся. Это очень опасно, можно умереть. Мне понравилось занятие, особенно мультики (смеётся). Было интересно, хоть я и знала правила до этого. Родители научили меня в пять лет, что нельзя давить на окна и двери в автобусе, нажимать на кнопки, отвлекать водителя».
Лера Семёнова:
«Узнала, что ремни безопасности появились в начале XIX века. Я смотрю по сторонам и медленно перехожу дорогу, а нужно посмотреть налево, направо и опять налево и быстро перейти. Я редко ошибалась, труднее всего с пешеходным переходом. Теперь не ошибусь, буду всё делать по правилам».