В конце 2018 года в Белгороде вышла новая книга Павла Субботина «Священномученик Никодим, епископ Белгородский: жизнь, трагическая гибель, обретение мощей», посвящённая одному из выдающихся деятелей в белгородской церковной истории. Издание продаётся в Доме православной книги, по экземпляру получили настоятели церквей, а в ближайшее время тираж поступит в областную и районные библиотеки.
Материалы находили автора
— Павел Юрьевич, к каким источникам вы обращались?
— Как члену комиссии по идентификации останков владыки, мне поручили подготовить биографическое исследование о его жизни, гибели и обнаружении мощей. Поначалу казалось, что дело это нетрудное – взять уже опубликованные в разных городах сведения о его жизни и добавить те документы, которыми располагал сам. Но нет – вскоре выяснилось, что материала о его жизни гораздо больше, чем предполагал. Да и сама личность владыки значительнее, чем думалось.
Работать пришлось с архивами, музеями, библиотеками, частными лицами. Здесь Архангельск, Онега и Нарьян-Мар, Калуга и Санкт-Петербург, Курск и Псков, Оптина пустынь и семейные архивы. Что‑то приходилось выкупать, что‑то передавали через третьих лиц, а одну из фотографий с владыкой в семинарию принесли прямо с улицы – это уже что‑то мистическое. В какой‑то момент даже возникло чувство, что это не ты ищешь новые материалы о жизни святителя, а они, эти материалы, разными путями снова и снова находят автора. Из первоначального замысла о небольшой брошюре работа доросла до полноценной книги.
— Что нового белгородцы, уже знакомые с именем владыки Никодима, могут узнать из книги? Какие сведения, фотографии, документы были опубликованы впервые?
— Надо сказать, что полной биографии владыки Никодима до сих пор издано не было. Выходили небольшие исследования в разных регионах, отражающие преимущественно его жизнь и деятельность в этих уголках нашей Родины. Вышедшая в Белгороде книга – первое такое исследование и по охвату всех периодов его жизни, и по насыщенности документами и фотоснимками. Впервые отражены все вехи его жизненного пути, впервые опубликована полная хроника его жизни и составлен максимально полный перечень печатных трудов, впервые публикуются материалы комиссии по идентификации.
Особо надо сказать об иллюстративном ряде – поиск фотографий, связанных с жизнью владыки, превратился в отдельное исследование. Впервые опубликованы его автографы как архимандрита в Петрозаводске, как епископа Рыльского и епископа Белгородского. Копии его писем, новые, неизвестные ранее портреты и места тоже публикуются впервые. В итоге каждый может не просто прочесть о жизни нашего священномученика, но и проникнуться атмосферой того времени, той эпохи.
Реформатор
— Как связан епископ Никодим с нашим краем? Чем он запомнился своим современникам?
— Владыка Никодим приехал в Белгород уже сложившейся личностью, со своим жизненным опытом. Происходил он из семьи архангельского священника-миссионера, родился в маленькой деревушке за Полярным кругом. Открытая ветрам и непогоде тундра, населённая ненцами-самоедами, которые ещё совсем недавно исповедовали язычество, ели сырое мясо и не знали русского языка… Такой была эта местность. Своё детство епископ Никодим провёл среди старинных церквей и монастырей в архангельских лесах.
Вот это переплетение суровой северной природы, русского деревянного зодчества и церковных древностей повлияло на сделанный им выбор жизненного пути – уже учась в Санкт-Петербургской духовной академии, он принял монашество и решил посвятить себя церковно-исторической науке. Из‑под его пера вышли многочисленные истории северных монастырей и жизнеописания отечественных подвижников XIX столетия, он лично посещал места, о которых писал, работал в архивах, вёл обширную переписку. К моменту приезда в Белгород он стал одним из заметных церковных историков Русского Севера.
Значительная часть жизни будущего епископа была связана с педагогической деятельностью. После принятия монашества он стал смотрителем Санкт-Петербургского духовного училища, преподавал, организовал дачу для сирот. Потом был период его ректорства в духовных семинариях Калуги и Петрозаводска, знакомство с Оптиной, с Шамордино, диспуты с сектантами и народные чтения.
И вот таким человеком он в 1911 году приехал в Курскую губернию в сане епископа Рыльского и сразу включился в работу по подготовке торжества канонизации святителя Иоасафа. Именно он организовал издание книг, брошюр и миссионерских листков к празднику. Количество розданной народу литературы приблизилось к миллиону экземпляров – невиданный по меркам современности объём. Владыка лично организовал фотосъёмку вещей святителя Иоасафа, изучил его внешний облик и определил, какой из множества портретов более всего годится для примера иконописцам. Фактически, по его рекомендациям был сформирован иконописный канон нашего святого.
Епископ Никодим свёл воедино информацию о всех крёстных ходах, больших и малых, что направлялись в Белгород, составил их график, нанёс на карту губернии и организовал их прохождение. Именно он добился от курского губернатора выделения для простого народа, больных и увечных паломников билетов на вход в Свято-Троицкий собор, где была главная служба тех дней. В дни прославления святителя Иоасафа он служил панихиды и литургии, говорил проповеди и перекладывал мощи, выносил гроб и шёл в крестных ходах, помазывал верующих елеем и был при всех наиболее важных событиях тех дней. Эти дни стали одними из самых главных в его жизни и в жизни нашего края.
— Вы сказали, что он был епископом Рыльским. А когда он переехал в Белгород? Чем занимался здесь, у нас?
— 15 ноября 1913 года владыку Никодима назначили епископом Белгородским и настоятелем белгородского Свято-Троицкого монастыря. В Белгороде он создал первую в истории города музейную экспозицию, посвящённую святителю Иоасафу, и продолжил обширную издательскую деятельность народных книжек и листков. Всего было издано 826 тысяч экземпляров – огромные тиражи! При этом он успевал служить, управлять вверенными ему приходами, издавать новые книги, отвечать на письма верующих, проводить экскурсии, составлять акафисты и молитвы как северным святым, так и святителю Иоасафу.
Епископ Никодим полностью перестроил жизнь и деятельность белгородского мужского монастыря. При обители открыли бесплатную больницу для паломников и благотворительный комитет для помощи беднякам. Недорогие лекарства бесплатно раздавали народу, больным на дорогу выдавали пособие, особо тяжёлых отправляли в городскую больницу. Беднякам-паломникам и горожанам по их просьбе выдавали трехрублёвое пособие. Регулярно проводилась копеечная раздача.
С началом Первой мировой войны владыка Никодим лично провожал на фронт 31-ю и 69-ю артбригады, что квартировали в Белгороде. В то же время значительные суммы денег были перечислены Красному Кресту, на лазареты в Курске. При монастыре организовали комитеты для выдачи пособий вдовам и для помощи семьям фронтовиков. Когда в город хлынули беженцы, для них монастырь выделил помещения. Сам епископ посещал лазареты с ранеными. Кроме белгородских, он посетил в эти годы все лазареты в Грайвороне, Короче, Обояни, Старом и Новом Осколе, слободе Борисовке и в имении Ребиндера в Шебекине.
Расстрел и обретение мощей
— Мы вспоминаем в этом году столетие гибели епископа Никодима. Как это произошло?
— В Белгороде после Октябрьской революции 1917 года и с началом красного террора почти все представители старой власти разбежались, начались массовые грабежи, взятие заложников за выкуп, издевательства над горожанами, аресты и убийства. В этих условиях владыка Никодим и ещё несколько уважаемых священников города стали в своих проповедях призывать прекратить грабежи и насилие. Большевики расценили это как призывы к контрреволюции. Владыка Никодим и наиболее влиятельные священники были арестованы.
В январе 1919 года белгородские чекисты расстреляли владыку Никодима во дворе городской тюрьмы и там же закопали. Расстреляли и выступившую в его защиту начальницу городской гимназии Марию Кияновскую, а также одного из самых любимых в народе белгородских священников – отца Порфирия Амфитеатрова. В те же месяцы были расстреляны и зарублены другие горожане – всего не менее 50 человек. При наступлении белых красные бежали из города и взяли с собой заложников, которых потом расстреляли в Курске.
В феврале 1919 года тело владыки Никодима перезахоронили в общей могиле у городского кладбища. С приходом армии Деникина началось расследование всех убийств, могилы были вскрыты, часть тел опознана. Владыку Никодима опознали монахи его монастыря. В августе того же года его со всеми почестями захоронили у северной стены Свято-Троицкого собора мужского монастыря.
— Как его обнаружили уже в наши дни?
— В октябре 2012 года во время земляных работ на месте строительства здания Белгородской митрополии обнаружили склеп с останками владыки Никодима, 2 ноября его вскрыли. Создали комиссию по идентификации, провели судебно-медицинскую и баллистическую экспертизы, экспертизу предметов металлопластики и анализ архивных документов. Сопоставление всех сведений не оставило сомнений: перед нами были останки нашего владыки, явленные мощи священномученика Никодима Кононова, епископа Белгородского. 24 марта 2013 года во время богослужения в Преображенском соборе митрополит Иоанн зачитал резолюцию патриарха о признании найденных останков мощами священномученика Никодима. Чувства всех присутствовавших на той службе были непередаваемы – мы все ждали этого события.
— Каким человеком для вас как автора книги предстал епископ Никодим?
— Чем больше вникаешь в детали его биографии, в повороты его судьбы, тем больше поражаешься масштабу его личности и масштабу его жизни в ту эпоху. Владыка Никодим – пример учёного-монаха, церковного интеллигента, разностороннего, открытого, доброжелательного и доступного для всех. Для меня он пример искренности, цельности и верности служению до самой смерти.