Приказ: уволить
Но не все и не всегда должным образом оценивали педагогический талант и другие способности Владимира Илларионовича Колесникова. Вот пример. В августе 1952 года преподаватель истории Солонец-Полянской семилетней школы Великомихайловского района Владимир Колесников, знакомя учеников с прошлым родного края, повёл их на экскурсию к руинам Холковского монастыря. В районо это сочли событием «из ряда вон» – детей к религии приобщает! – и издали приказ об увольнении педагога.
В поисках справедливости Владимир Илларионович поехал в Курск, тогдашний областной центр. Президиум обкома профсоюза работников начальной и средней школы решительно встал на защиту учителя. На основе постановления президиума областной отдел образования восстановил Колесникова на работе.
Остаться человеком
В конце 1939 года Владимира призвали в армию. Но до этого, окончив Новооскольское педучилище, он успел полтора года поработать в Тростенецкой школе математиком. Там познакомился с коллегой Татьяной Трегубовой, которую ему прочили в жёны. Жизнь обещала радость и счастье…
Войсковая часть, где служил Колесников, стояла в Литве, почти у границы. И встретила войну 22 июня 1941 года одной из первых. После неравных боёв с фашистами в живых остались единицы красноармейцев. Раненого наводчика орудия Колесникова, у которого даже не было нагана, вместе с товарищами окружили немцы. А дальше – четырёхлетний плен, концлагерь Берген-Бельзен, где у вчерашнего военного не было имени, а только номер – 3144. Это было страшное место. Из 20 тысяч военнопленных, поступивших туда в июле 1941 года из СССР, к 1942 году в живых осталось чуть больше 2 тысяч.
Спустя годы Колесников вспоминал, что в таких условиях люди подчас теряли человеческий облик: дрались за вонючую баланду, ели с помоек. Ему всё это претило и спасло жизнь, потому что чаще всего пленные умирали от кишечной инфекции. И уж тем более он не мог пойти на предательство, чтобы спастись из этого ада: его и других пленных фашисты агитировали вступить во власовскую армию. За четыре года плена Колесникова несколько раз переводили из лагеря в лагерь, где пленные работали в руднике, на лесоповале, других тяжёлых работах.
Учил и учился
Их освободили в апреле 1945-го войска союзников. После соответствующей проверки Владимира вновь призвали в Красную армию. Победу встретил в составе 3-й ударной армии. Был награждён орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1945 – 1945 гг.».
Домой вернулся в декабре. Здесь ждало горе: возлюбленную, ушедшую в партизаны, убили немцы. Отец умер, не дождавшись известий о сыне.
Но жизнь продолжалась. Владимир Илларионович вышел на работу в Солонец-Полянскую школу. Потом преподавал в школах сёл Голубино и Боровое, в школе № 3 Нового Оскола. Заочно окончил исторический и естественно-географический факультеты Старооскольского государственного учительского института.
При этом Колесников некоторое время находился под присмотром органов госбезопасности – в плену побывал. В 1957 году он был снят с учёта как проходивший по так называемому фильтрационному делу. С этим делом писатель Владислав Шаповалов знакомился в архиве, его копия передана родственникам Колесникова.
По краю родному
Владимир Колесников был разносторонней личностью. Как сельский житель, держал скотину, большой огород, много работал физически. И при этом испытывал огромную потребность к творчеству. Прекрасно рисовал (выставка рисунков Колесникова несколько лет экспонировалась в Белгороде – в выставочном зале «Родина»), писал рассказы, собирал старинные открытки, монеты, фотографии, которые использовал как учебные пособия.
Находил время пройтись с учениками по окрестностям, знакомил с растениями, животными, учил видеть красоту природы. Вообще учитель задавал в сёлах, где работал, тон простого, рассудительного и уважительного отношения ко всем без исключения.
Былые раны личной утраты со временем утихли, Владимир Илларионович создал семью. Вместе с женой, учительницей Полиной Ивановной, и двумя сыновьями в 1959 году переехал в Новый Оскол. Здесь, помимо преподавания, занялся тем, к чему больше всего лежала душа – краеведением. Создал при Доме пионеров краеведческий туристический кружок. Организовывал походы по историческим местам родного края, области, а затем экскурсии в Севастополь, Киев, Минск, Керчь… Собирал экспонаты для районного музея, туда же впоследствии передал большую часть своей коллекции.
Живительный родник
С 1948 года Владимир Илларионович подробно описывал быт и нравы своих земляков в небольших рассказах. Не для печати – для себя. Записывал и толковал местные архаизмы.
Его избранные очерки и рассказы опубликовали под названием «Новооскольцы и Новоосколье» уже после смерти учителя в 2003 году по инициативе земляков-журналистов и при поддержке районной администрации. «Тот, кто прочитает книгу, будто глотнёт живительной влаги из родника своего детства, юности», – написал в предисловии к изданию тогдашний руководитель района Михаил Понедельченко.
Это сравнение с родником передаёт не только суть краеведческого труда, но и человека, который его создал. Обычного сельского послевоенного учителя Владимира Колесникова, от источника любви, доброты и знаний которого питались сотни новооскольских ребят.
О масштабе личности Владимира Колесникова, которому в нынешнем году исполнилось бы сто лет, можно узнать в Белгородской государственной научной универсальной библиотеке. Здесь хранится две тысячи книг и шесть тысяч открыток из коллекции замечательного земляка. Их передали родственники Владимира Илларионовича. В числе книг и открыток немало уникальных экземпляров.