1.
Только всего четыре месяца назад руководство Украины вполне резонно отклонило «сырой» и крайне невыгодный для страны документ об ассоциации и создании зоны свободной торговли с Европейским союзом. Почти сразу же реакцией на этот шаг стало жёсткое противодействие со стороны экстремистских сил, развязавших насилие в столице, что привело к быстрому падению законной власти и захвату государственного аппарата путчистами ультранационалистического толка. Взрыв национализма в Киеве вызвал ударную волну, которая молниеносно накрыла регионы и, подобно клину, стала раскалывать слабое тело украинской государственности по линиям соприкосновения различных этносов, проживающих на территории «незалежной державы».
На этом фоне возникла крымская проблема, обострившая внутриукраинский конфликт и вынудившая Россию вмешаться, чтобы спасти русское население соседнего государства от неизбежного этноцида. Теперь самозваная украинская власть не без помощи извне спешно создаёт новую политическую реальность, в которой нашей стране и народу отведено место врага, агрессора, виновника всех бед. Очевидно, что в условиях, когда вести из украинских пределов приходят одна тревожнее другой, а положение там часто и резко меняется, притом не в лучшую сторону, всё это особенно больно чувствовать жителям приграничных с Украиной регионов Российской Федерации, которых с народом соседней братской республики всегда связывали самые тесные и тёплые отношения. Чего ожидать белгородцам от дальнейшего развития событий на Украине? Возможно ли возрождение дружеских, добрососедских отношений если не со всей Украиной, то хотя бы с юго-восточной её частью, примыкающей к России?
2.
В поисках ответов на эти вопросы мы должны обратиться к сути происходящих в соседнем государстве процессов. Без всякой конспирологии и излишнего академизма можно констатировать, что Украина оказалась ввергнутой в острый политический конфликт, который, как известно, всегда случается по поводу государственной власти. А точнее, относительно её завоевания (захвата), удержания и использования теми или иными участниками конфликта.
На Украине такими участниками первоначально были, с одной стороны, политическая и экономическая элита, группировавшаяся вокруг президента В. Януковича, а с другой – недовольные своим социально-экономическим положением массы, требовавшие смены высшего руководства страны. Затем в результате вооружённого переворота ситуация изменилась. И главными антагонистами стали различные группировки, узурпировавшие власть в стране. Одна из них, её условно можно назвать «оранжистской», представляет старую-новую элиту, побывавшую ранее во власти после «оранжевой революции» 2004 г. Теперь эта группа пытается взять реванш за своё поражение в 2010 г. от команды Януковича и возглавляемой им «Партии регионов». Их противники – нарождающаяся элита (если вообще здесь уместно это понятие), поскольку она представлена полубандитским формированием «Спiльна справа» (Общее дело), военизированным крылом которого выступает небезызвестный «Правый сектор». Эта группа рвётся к монопольной власти и стремится оттеснить «оранжистов» от контроля над государственными ресурсами.
Противостояние обещает быть затяжным и малопредсказуемым по своим результатам. Главным образом потому, что ни у одной из противоборствующих политических групп нет решающего перевеса над своими конкурентами в борьбе за господство. «Оранжисты» во главе с Ю. Тимошенко и Ко. представляют собой какую-никакую власть, но без силы, а г-н Ярош и «Правый сектор» – обладают силой, но не имеют власти. Поэтому оппоненты сегодня втянулись в позиционную войну, пуская в ход друг против друга «грязные» методы ведения политической борьбы – шантаж, дезинформацию, тайные спецоперации, уличный террор, наёмничество.
3.
Казалось бы, вся эта возня имеет мало отношения к тому, чем ежедневно живёт наша страна и наш регион. В конце концов – это внутреннее дело суверенного государства. Возможно и так, если бы не два важных обстоятельства.
Первое. Политические конфликты относятся к самым жестоким проявлениям нетерпимости и противоборства между людьми. Власть – это дефицитный социальный ресурс, который очень плохо делится на всех желающих. В силу этого большинство политических конфликтов новейшего времени, в том числе и проходивших в самой одиозной их форме – гражданской войны, велись только на уничтожение противника. А это значит, схватка за власть на Украине будет вестись не на жизнь, а на смерть.
Второе. «Разборки» между украинскими элитами при ряде условий могли бы остаться локальным событием и не иметь такого широкого резонанса по всей стране, если бы эти элиты не извлекли себе на подмогу из тёмных глубин массового сознания демона национализма. Националистическая идеология – это беспроигрышная карта всех слабых и ничтожных политических сил, стремящихся удержать власть любой ценой. Для этого они переформатируют психику и ментальность населения, направляя их подальше от истинного объекта недовольства – на другой источник реальной или мнимой опасности. Делается это в основном руками подконтрольного власти медийного сообщества, через институты образования и науки, популистскими политиками, а то и просто площадными крикунами.
В итоге граждане, заражённые вирусом националистической идеологии, становятся соучастниками в общем-то чуждой им борьбы далёких от народных нужд политических группировок. Склока кучки политиканов из-за властного пирога, таким образом, незаметно превращается в гражданское противостояние с привлечением больших масс людей. Именно всю мерзость этого «фокуса» мы сегодня наблюдаем на Украине. Мозги – промыты, фобии – раздуваются, враги – обозначены. Объектом ненависти и злобы националистов наряду со своими же гражданами, не говорящими на языке титульной нации, стало российское государство и его народ, вступившиеся «за други своя» по ту сторону границы. И от этого результаты усилий львовско-киевских «майданократов» и идеологов выглядят ещё гаже. К великому сожалению стоит признать, что значительная часть украинцев в условиях информационной блокады со стороны Киева поддалась массированной националистической пропаганде властей. Не только в западных и центральных регионах страны, но и на юго-востоке Украины находятся люди, убеждённые в том, что Россия не желает добра своему соседу, использует его трудное положение для проведения агрессивной империалистической политики, осуществила оккупацию Крыма и готовится к аннексии ещё доброй половины украинской земли.
Одновременно с оболваниванием населения самопровозглашённые власти проводят «зачистку» неблагонадёжных регионов страны. В южных и восточных областях Украины смещаются действующие губернаторы и на их место назначаются идейные националисты. С помощью силовиков и активистов из «Правого сектора» разгоняются местные рады. Методами насилия или угрозами применения такового запугиваются люди, симпатизирующие России и прежним украинским властям. Одним словом, если и существует сегодня агрессия на Украине, то это агрессия националистических узурпаторов власти против части своего народа, не желающей признавать их законность и жить в состоянии вражды с Россией.
4.
Происходящее на Украине не может не отзываться тревогой и болью у жителей Белгородской области. Нам вовсе не безразлично всё то, что происходит в соседней стране. Белгородчина имеет самый протяжённый участок государственной границы и сопредельна с тремя областями Украины – Харьковской, Сумской, Луганской. Территориальная близость приграничных регионов всегда предопределяла плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество между ними.
Особенно близкие отношения сложились у нас с Харьковской областью Украины. С конца 90-х годов успешно развивается трансграничное территориальное сообщество «Слобожанщина», в пределах которого действует упрощённый режим транзита через границу основных факторов производства – людей, денежных средств, товаров и услуг. Эта инновация благоприятно сказалась, прежде всего, на развитии экономик Белгородской и Харьковской областей, так как организация производства и условия ведения бизнеса стали заметно лучше. Хозяйственные комплексы двух регионов становятся всё больше взаимозависимыми и взаимоориентированными друг на друга. Товарооборот Харьковской и Белгородской областей в 2010 г. достиг рекордных 400 млн $. Например, для харьковчан это 40% от всего товарооборота области с Россией. При этом в последние годы товарооборот соседей в среднем возрастал более чем на треть.
Эту положительную и восходящую тенденцию решено было подкрепить сотрудничеством в сфере трансграничного научно-технологического и инвестиционного взаимодействия, что нашло своё отражение в учреждении в 2011 г. Российско-Украинского технопарка «Слобожанщина» в составе ведущих вузов и предприятий Харьковской и Белгородской областей. Задача технопарка – формирование среды активного взаимодействия учёных и предпринимателей Украины и Российской Федерации с целью коммерциализации научных разработок, создания условий для ускоренного развития высокотехнологичных направлений производства и превращения их в основную движущую силу экономического роста региона «Слобожанщина».
Развитию экономических связей всегда сопутствовали давние и прочные гуманитарные контакты между жителями двух областей. Эти взаимосвязи основывались на исторической, лингвистической и культурно-бытовой общности слобожан как особой этнической группы смешанного типа, состоящей из малороссов и русских, населяющих восточные земли нынешней Украины и территорию Брянской, Курской и Белгородской областей России. В рамках региона «Слобожанщина» создавались широкие возможности для культурного взаимодействия и повседневного общения людей «поверх барьеров» – от создания Приграничного российско-украинского университетского консорциума до организации пунктов упрощённого порядка пересечения границы жителями двух областей. Последнее нововведение было особенно положительно воспринято жителями сопредельных территорий, и, как ко всему хорошему, к этому они уже успели привыкнуть.
5.
Вместе с тем никакие экономические выгоды и насущные интересы простых людей сегодня Киев, видимо, не интересуют. Для самозваных властей регионы страны, примыкающие к России, – это так называемый восточный фронт, а проживающие там русские и русскоязычные украинцы – «пятая колонна». В этих условиях в ближайшее время трудно рассчитывать на сохранение status quo не только в вопросах приграничного и межрегионального сотрудничества, но и во всех российско-украинских отношениях. Захваченные вихрем националистических настроений и «ура-патриотизма», киевские правители неуклонно будут проводить линию на ухудшение, а возможно, и постепенное сворачивание контактов с Россией по всем азимутам. Под ударом окажутся многие совместные проекты и наработки предыдущих лет, от ряда перспективных замыслов придётся отказываться.
Трудные времена могут наступить для малого бизнеса и частных домохозяйств, ориентированных на локальные рынки по обе стороны границы, поскольку не исключено, что последуют ограничения на перемещение продукции местных производителей, которая вывозилась и ввозилась беспошлинно в пределах договорных квот. Возникнут осложнения и в повседневном общении между жителями приграничных регионов. В итоге минимизируются обмены по культурной и образовательной линиям, рушатся родственные и приятельские связи.
Проводниками этой губительной и, скажем прямо, самоубийственной для украинского общества и государства политики на местах становятся назначенные из Киева губернаторы юго-восточных областей. Их вступление в должность одобрено Майданом и «Правым сектором», поэтому у себя на местах они будут особенно рьяно блюсти «державные интересы» в отношении России. Маловероятно, что в обозримом будущем у руководства сопредельных с Белгородской областью украинских регионов возникнут русофильские симпатии, и они будут расположены к поддержанию дружественных отношений с российскими коллегами. А ведь в таком важном деле, как приграничное и межрегиональное сотрудничество, тесные рабочие контакты между лидерами граничащих регионов – одна из основ всего этого процесса и необходимая стартовая площадка одновременно.
6.
Как бы то ни было, всё-таки стоит признать, что мы находимся на пороге очередного похолодания, а возможно, и отчуждения во взаимоотношениях с Украиной. Процесс этот, как мы видим, будет распространяться на региональный и локальный уровень. Однако неужели всё так однозначно, и движение в обратном направлении невозможно? Вовсе нет. Как ни покажется сейчас странным, но в развитии политической и экономической обстановки на Украине для нас по-настоящему безысходных и тупиковых сценариев нет.
Наиболее вероятностный ход событий будет предполагать медленное, постепенное, нестабильное, но объективно неизбежное восстановление связей Украины с Россией, прежде всего, экономических. В условиях взаимозависимости наших хозяйственных комплексов иных альтернатив для развития экономики Украины нет. Однако ещё раз оговоримся, что путь этот долгий и нелинейный.
7.
Другой вариант также исходит из возможности сохранения добрососедских отношений с Украиной или, по крайней мере, с определённой её частью. Развитие ситуации в этом случае зависит скорее не от экономических расчётов, а от политических действий. Здесь важно то, как поведут себя в ближайшее время киевские «майданократы», с одной стороны, и отчаянно сопротивляющийся им юго-восток Украины – с другой.
Очевидно одно: когда власть игнорирует законное стремление русскоязычных территорий к самоопределению в составе Украины или, хуже того, продолжает гонения в этой части страны, свой голос на политической арене юго-востока возвышают народные массы. И поскольку выборная власть всегда более устойчива, чем власть назначенцев, ибо она опирается на поддержку народного большинства, то можно с уверенностью говорить, что направленность политики юго-восточных регионов Украины на союз с Россией станет ближайшей целью и долговременным фактором обеспечения стабильности и благополучия этих территорий. А значит – будет безопасно и комфортно жить и в порубежных с Украиной российских регионах. В дружбе и согласии с братским народом. Так, как это было всегда, и так как это, несомненно, будет и впредь.