Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
06 января 2014, 14:02
 Сергей Шевченко 1891

Большая стройка

История о том, как руками строителей была создана современная Белгородская область

  • Сергей Шевченко

Начальник департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, заместитель председателя правительства области Николай Калашников рассказал «Белгородским известиям» о том, как строилась Белгородская область. И что планируют сделать строители региона в ближайшем будущем, чтобы сохранить имидж региона как настоящего уголка современной Европы на юго-западных рубежах России.

Фундамент общего дома

– Николай Васильевич, с момента окончания Великой Отечественной войны, в которой город был разрушен почти до основания, до 1954 года что происходило в Белгороде? Как он восстанавливался? С каких позиций строителям пришлось развивать город на момент образования области?

– Город был разрушен до основания… Сразу же после освобождения Белгорода, 5 августа 1943 года, были сформированы добровольные строительные бригады, которые трудились на восстановлении предприятий, транспорта, жилья, школ, на расчистке улиц. Ещё из-за Харьковской горы доносился отдалённый гул орудий, а уже станция смогла принять первый поезд, частично восстановили водопровод, затем хлебокомбинат. Осенью открыли три школы… К концу 1943 года были пущены мясокомбинат, мельница, промартели.

К 1945-му – введена в строй Белгородская ЦЭС, возобновили работы по строительству котельного завода (впоследствии «Энергомаш»), построили маслозавод. В 1949 году запустили цементный завод, в этом же году сдан в эксплуатацию новый железнодорожный вокзал станции Белгород. В 1948-1950 годах была построена первая дорога с твёрдым покрытием Москва – Харьков – Симферополь, в строительстве которой было задействовано более 40 тысяч человек! За 1950-1953 гг. построили комбинат асбоцементных изделий. За 1946-1950 год на Белгородчине введено 900 тыс. м2 общей площади жилых домов, 70 общеобразовательных школ на 16,6 тысячи учебных мест, дошкольных учреждений на 200 тысяч мест и больницы на 75 коек!

После образования Белгородской области Белгород нужно было перестраивать, чтобы он соответствовал статусу областного центра. Большая ответственность ложилась на строительный комплекс. С 1954 по 1964 год из разрозненных участков, строительных контор и трестов были созданы государственные общестроительные подрядные и специализированные управления и тресты. В этот период были организованы базовые тресты «Белгородпромстрой» и «КМАрудстрой» с основной задачей возведения объектов промышленного и гражданского строительства в области. Для строительства на селе – управление «Белгородоблсельстрой» и другие отраслевые и специализированные управления. Для строительства жилья и социальной сферы в Белгороде и прилегающих районах создан трест «Белгородстрой». В этот начальный организационный период в области был образован отдел по управлению и содержанию дорог, впоследствии преобразованный в Упрдор Белгородской области. И одним из первых зданий, которые строила уже Белгородская область, стал Дом Советов (ныне дом Правительства).

– А что было дальше, строительство каких объектов связано с появлением Белгородской области в 1954 году?

– Восстановление города и области по распоряжению Совета Министров СССР началось с особо значимых объектов: Дом Советов объёмом 62 тыс. куб. метров; здание гостиницы на 100 номеров; два жилых 29-квартирных дома; гараж на 50 автомашин; стандартные жилые дома общей площадью 2 тыс. кв. метров.

Но кроме этого, Совет Министров обязал Министерство промышленности строительных материалов СССР с 1954 по 1956 год построить объекты, развивающие социально-экономическое положение области: завод металлоконструкций, завод силикатного кирпича, слюдяную фабрику, жильё, клуб и столовую для рабочих асбошиферного комбината Белгорода. В этот же период строителям поставили задачу построить по всей области железнодорожные вокзалы и необходимую для железнодорожников социальную инфраструктуру.

В 50-е годы наибольшие инвестиции шли в производственные объекты на селе, строительство объектов соцкультбыта; на ввод в действие мощностей по добыче руды. В 60-80-е годы продолжилось строительство горнорудной и перерабатывающей промышленности – объектов КМА – Лебединского и Стойленского ГОКов, а также первенца отечественной бездоменной металлургии – Оскольского электрометаллургического комбината.

В 90-е, в ходе проводимых в стране реформ, удельный вес инвестиций сократился. Их основной объём был направлен на непроизводственное строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий. Однако строительство жилья и объектов соцкультбыта продолжалось.

В нулевые годы XXI века взят очевидный курс на улучшение качества жизни населения. Началось активное строительство и реконструкция промышленных предприятий, стартовали и успешно заработали крупные программы в сфере АПК. К строителям предъявляется новый уровень требований – жильё и объекты строить качественно и при этом обязательно благоустраивать прилегающие территории. Начали появляться новые парки и скверы. И, конечно же, огромное внимание в области стали уделять строительству и реконструкции автодорог.

– Какой период за всё время в строительном комплексе можно назвать строительным бумом, не считая настоящего времени?

– Наибольшие успехи в развитии строительного комплекса можно отметить в период с 1974 по 1990 год. Тогда в строительном комплексе насчитывалось до 130 тысяч работающих. Это время интенсивного строительства объектов КМА – Лебединского и Стойленского ГОКов, Оскольского электрометаллургического комбината, предприятий перерабатывающей, биохимической и химической промышленности, машиностроительных предприятий, а также объектов сельского хозяйства, жилья и социальной инфраструктуры.

– Строительство городов в советское время отличалось типовыми зданиями, а какие сооружения в Белгородской области уникальны?

– Безусловно, наряду с типовыми строились и объекты, которые можно назвать уникальными. Их довольно много. Это архитектурный ансамбль центральной площади Белгорода, музейный комплекс парка Победы, музей им. Щепкина в селе Красное Яковлевского района.

Уникальными являются объекты Государственного военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле», Белгородской государственной филармонии с первым в Черноземье Органным залом.

Важным и не имеющим копий в мире является здание международного аэропорта «Белгород». Сюда же отнесём спортивный парк в городе Алексеевка, учебно-спортивный комплекс Светланы Хоркиной.

В жилищном строительстве отметил бы жилой комплекс «Владимирский», награждённый дипломом международного конкурса «Зодчество-2003». Строительство возглавлял председатель совета директоров ООО «УК «Трансюжстрой» Анатолий Дмитриевич Антипов. В дорожном строительстве интересным объектом стала кольцевая объездная автодорога вокруг Белгорода с самым большим в области мостом через Белгородское водохранилище длиной 556 метров.

В области много очень интересных храмовых построек. Это храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в г. Белгороде; Спасо-Преображенский кафедральный собор в Губкине – второй по величине в России после храма Христа Спасителя; историко-культурный храмовый комплекс в г. Валуйки; храм Воскресения Христова в селе Хотмыжск, а также Холковский мужской монастырь и Холковские пещеры.

За ширмой будущего

– Каких объектов на сегодня не хватает Белгородской области? И что мешает их постройке?

– Во-первых, у нас сегодня, как, впрочем, и во всех регионах страны, – недостаточно мест в дошкольных учреждениях. Однако эту проблему мы начали решать – разработана и реализуется дорожная карта по модернизации дошкольного образования. В 2013 году в рамках реализации мероприятий по ликвидации дефицита мест в дошкольных учреждениях начали строиться 9 детских садов, ещё 22 детских сада будут отремонтированы и реконструированы. В рамках реализации мероприятий по дорожной карте планируется исключить дефицит мест в детских дошкольных учреждениях к 2016 году.

Во-вторых, в связи со значительным ростом автомобилизации в области актуализировалась проблема несоответствия несущей способности автодорог фактическим осевым нагрузкам грузового транспорта. Большая часть дорог, соединяющих областной и районные центры, построенных 40-50 лет назад, исчерпала свой ресурс и не справляется со своими функциями. Решение этих задач положено в основу семилетней программы «Совершенствование и развитие транспортной инфраструктуры Белгородской области на 2011-2017 годы». По ней предстоит построить и реконструировать более тысячи километров дорог. За 3 года по этой программе уже выполнено более 200 км высококатегорийных автодорог, что более чем в 3,5 раза выше периода с 1993 по 1999 год.

В-третьих, нам необходима здоровая нация, для этого нужны условия для занятий спортом. На территории области много помещений для спортивных тренировок, но недостаточно, поэтому ежегодно мы строим новые ФОКи, плавательные бассейны, спортзалы. То есть и здесь есть над чем работать.

Пример планируемых строек: многофункциональная крытая спортивная арена на 10 тысяч зрителей. Новый спортивный комплекс будет легко трансформироваться под любые игровые виды спорта (волейбол, баскетбол, гандбол) для проведения соревнований европейского и мирового уровней. Помимо этого будет предусмотрена возможность проведения концертных и зрелищных мероприятий, что предполагает обеспечение высокого качества звука, света, комфорта и безопасности. Там должен быть и конгресс-холл, и дополнительные залы, и площадки для артистов, цирка, торговые заведения, рестораны, музей спорта. Одним словом, это будет современнейший Дворец спорта.

Всегда будет над чем работать

– Что ещё очень важно в ближайшее время построить?

– Ради светлой памяти павших во время ВОВ и патриотического воспитания молодёжи необходимо постоянно заниматься созданием исторических музеев, расширением существующих. Тем более что интерес к таким святым местам не угасает, а с каждым годом только увеличивается, потому что кто забудет свою историю, у того не будет будущего. Поэтому в планах строительство музея бронетанковой техники периода Великой Отечественной войны в составе комплекса Государственного военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле». Уникальность этого музея в уникальности экспонатов, демонстрации технических и конструктивных решений. Интерактивность и контактность экспозиции позволит не только на виртуальном симуляторе, но и вживую осмотреть внутреннюю часть танка. Это не просто выставка, а динамичная иллюзия реального боя.

С каждым годом численность населения области увеличивается, значит всегда будет над чем работать. А что мешает стройке? Зачастую недостаток средств и кадров. Особое внимание мы уделяем подготовке и формированию кадрового потенциала: архитекторов, проектировщиков, строителей, способных воплощать в жизнь любые проекты. И я уверен, что эта задача нам под силу, с учётом принятых решений губернатором Евгением Савченко.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×