Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13 декабря 2018, 11:45
 Беседовала Наталья Почернина 1950

Виталий Стариков: «Наша школа старая, но она русская»

Виталий Стариков: «Наша школа старая, но она русская» Виталий Стариков
  • Беседовала Наталья Почернина

6 декабря стартовал новый проект телерадиокомпании «Мир Белогорья».

Он называется «Старая школа» и посвящён русской речи. Автор и ведущий цикла – народный артист России, премьер Белгородской драмы, диктор и журналист, профессор кафедры актёрского искусства Белгородского государственного института искусств и культуры Виталий Стариков. В интервью «Белгородской правде» он рассказал, почему так важно уметь говорить по‑русски красиво и правильно.

— Виталий Алексеевич, как родилась идея телепроекта о русской речи?

— Идея родилась у редактора телерадиокомпании Ирины Смагиной, она же является режиссёром проекта. А я откликнулся потому, что речью занимаюсь всю свою жизнь, начиная с Саратовского театрального училища. У меня был замечательный педагог по речи, великолепная актриса и чтец Сюзанна Лавринович. Она в совершенстве знала французский и польский языки, а по‑русски говорила так, что её можно было слушать часами, получая эстетическое удовольствие от звучащей речи. Потом в моей жизни были такие педагоги, как Игорь Кириллов и Евгений Кочергин, общался я и с Анной Шатиловой, и с Юрием Ковеленовым… Всё это – великие дикторы Центрального телевидения СССР.

Меня всегда привлекало русское слово, звучащее слово. Но вначале с речью у меня были большие проблемы. Родом я из Железноводска Ставропольского края. Это Северный Кавказ, там такое смешение разных говоров! И в училище мне сразу сказали: «У вас южный говор, не исправите – будете отчислены». Поэтому приходилось работать над собой очень усердно.

Когда возникла идея телепроекта, посвящённого культуре речи, у меня были сомнения: нужно ли это, вызовет ли интерес? Но потом подумал: ко мне за помощью порой обращаются люди, даже весьма солидные, понимая, что недостаточно хорошо владеют звучащей речью. Многим приходится выступать публично, и они чувствуют, что каких‑то знаний и навыков им не хватает. Я не даю частных уроков, но раз такой запрос сегодня есть, пусть наша новая программа поможет его удовлетворить.

— Проект называется «Старая школа». Что это значит?

— Это калька с английского Old school (на сленге это выражение означает приверженность явлениям культуры прошлых эпох, подчёркивание их непреходящей ценности. – Прим. ред.). Собственно, цикл и называется этим англоязычным выражением. Но, предваряя первый выпуск, я сказал, что, несмотря на иностранное название, говорить мы будем по‑русски.

Конечно же, имеется в виду классическая русская речь, которую мы забываем. А ведь когда мы смотрим и слушаем старые записи великих мхатовских актёров или актёров Малого театра, мы получаем удовольствие от этой речи, от её звучания. Она красива, а не только правильна. А может, она и правильна, оттого что красива? Вот это и есть старая школа русского литературного языка.

— Как построены выпуски проекта, кто его участники?

— У нас в классе есть школьники, студенты БелГУ, института культуры, в том числе и те, у которых я преподаю, молодые журналисты, работающие на радио и телевидении. Сейчас, к сожалению, даже в университетах культуру речи, орфоэпию проходят обзорно, отдавая студентам на самостоятельное изучение. На самом деле правил орфоэпии, логики
речи не так уж много. Главное здесь – выработать навык. Ну, толку с того, что ты в теории будешь знать, как произносится звук в той или иной позиции? Совсем другое дело, когда человек услышит эту разницу, когда под руководством педагога он будет совершенствовать артикуляцию.

— Есть ведь и специальные упражнения, которые помогают овладеть красивой и правильной речью?

— Конечно! Обязательна артикуляционная гимнастика, например. Если у собеседника вялый артикуляционный аппарат, мы иной раз понять не можем, что он говорит. А некоторые вообще говорят со сцепленными зубами. Так и хочется сказать: «Ну, открой рот!». В итоге мы начинаем переспрашивать, нервничать. Что, естественно, не способствует нормальному общению и взаимопониманию.

Поэтому необходимо готовить речевой аппарат к речевой деятельности. Мы на занятиях разминаем челюсть, губы, язык, верхнее нёбо. От этого зависит произношение звуков. К примеру, чтобы произнести звук [а] под ударением, рот должен быть открыт так, чтобы два пальца, положенные друг на друга, могли помещаться между зубами. У нас никто так его не произносит. Но если ударные гласные звучат правильно, тогда речь и становится красивой.

Непременно нужно заниматься дыханием. От него зависит наш голос, наша речь. Кроме того, отрабатываем навыки правильной орфоэпии и акцентологии, логики звучащей речи. Кстати, любой человек в обычной жизни говорит логически правильно. Но когда тот же человек начинает читать текст, даже им же написанный (что меня удивило в работе с молодыми журналистами), нарушает все правила логики.

И ещё на наших уроках мы будем заниматься художественным словом: учиться читать и прозу, и стихотворения.

— Когда проект ещё не вышел в эфир, скептики говорили: дескать, ритм жизни изменился, скорость донесения информации тоже, а Стариков со своей «Старой школой» будет учить правилам прошлого века! Что ответите на это?

— Школа старая, но она русская. Можно говорить быстро, но правильно. А когда мелодика речи английская, но с русскими словами, – это ужас полный, это то, что трудно слышать и переносить. Поэтому я не устану повторять, что молодым журналистам, работающим на радио и телевидении, нужно учиться слышать себя со стороны, разрабатывать речевой слух.

— А насколько важно владение устной русской речью для тех, кто работает не в эфире, не на сцене, не в учебной аудитории?

— К ним требований, конечно, предъявляется меньше, чем к профессионалам. Но я уверен, что умение хорошо говорить нужно всем. Мы ведь живём в обществе, мы же общаемся друг с другом каждый день. И как приятно, когда человек может ясно и внятно выразить свою мысль, чтобы ты его понял. И наоборот, если у человека плохая дикция, он не там делает паузы, неправильно ставит логические ударения, это затрудняет понимание смыслов, которые он нам пытается донести.

Особенно важно владеть речью для молодых людей, которые стремятся сделать карьеру, проявить себя в общественной жизни. Они ведь сегодня очень социально заряжены, настроены на общение, на выход к широкой аудитории. И здесь без знаний и умений в речевой сфере им не обойтись.

— Что вы посоветуете тем, кто стремится совершенствовать свою речь, Кроме просмотра выпусков «Старой школы»?

— Чтобы достичь успеха в любом деле, нужно много заниматься, нужно преодолевать себя. Если нет педагога рядом – сейчас в Интернете можно найти записи великих актёров и чтецов. Слушайте их и учитесь говорить по‑русски красиво и правильно.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×