«Спорт в моей жизни стал целью»
Четверокурсница НИУ «БелГУ» Анжелика Башмина – будущий педагог начальных классов. В спорткомплекс университета пришла на первом курсе.
«До 11 класса я никогда ничем не занималась, кроме танцев. Армрестлинг стал первым моим видом спорта. Сразу и всерьёз. Спасибо моему молодому человеку, который привёл меня в спортзал. В нашем спорткомплексе, пожалуй, лучший в области специализированный зал для армрестлинга».
Бытовая травма в своё время привела к тому, что один глаз не видит совсем, другой видит лишь частично. Это третья группа инвалидности, но армрестлингу она не мешает. Нетрудно догадаться, что этот спорт доступен даже для полностью незрячих. Тренировки представляют собой силовую подготовку: штанги, работа со свободными весами и на блоке. Общефизическая подготовка дополняется всем, что развивает силу рук, кистей и пальцев.
«От кончиков пальцев до плеча всё должно быть сильным, крепким, – поясняет Анжелика. – Спорт в моей жизни стал целью. В первые месяцы на тренировках я просто занималась, не думая о том, хочу ли чего‑то добиться. Сейчас я знаю точно, что хочу расти, и спорт стал в жизни в числе самых важных вещей. У меня есть учёба, тренировки – и уже потом всё остальное».
— А молодой человек на каком месте?
— Ни на каком, – смеётся спортсменка. – Он просто всё время рядом со мной. Мы тренируемся вместе.
Так Анжелика доросла до чемпионата мира. Перед этим отобралась в национальную сборную на чемпионате страны, взяв золото в весовой категории до 60 кг. Мировое первенство в Анталии стало и прекрасным отдыхом:
«13 октября взвесились, а борьба началась 18 го. Вдоволь отдохнули в гостинице, належались на пляже, даже вес чуть-чуть набрали, а это для нашего спорта полезно. Домой я привезла две серебряные медали – за борьбу правой и левой рукой».
«Без тренировок наступает ломка»
Ещё одна белгородка – Галина Скрипкина – привезла из Анталии две бронзовые медали.
«Я родилась на Дальнем Востоке, в Амурской области. Росла в школе-интернате для слабовидящих со спортивным уклоном, занималась лёгкой атлетикой. Но по семейным обстоятельствам в 14 лет переехала в Белгородскую область. Год ходила в обычную сельскую школу, но условий для спорта там не было. Пошла к директору: трудно мне, мол, и не вижу – вторая группа по зрению и для спорта нет условий, надо что‑то делать. Он нашёл для меня вариант со школой-интернатом для слепых в Валуйках».
Проще стало после школы, во время работы на валуйском учебно-производственном предприятии Всероссийского общества слепых: все условия для спорта, даже турпоходов. Там‑то в начале 2000-х и пришло увлечение армрестлингом. Победы на чемпионате области, бронза на российском первенстве.
«Каждый год какая‑то медалька, – вспоминает Галина. – Но дело не в них. Если я проведу день без тренировки, то прямо ломка наступает какая‑то. Начинаю нервничать. А в спортзале успокаиваешься, все проблемы отступают, домой идёшь радостной».
«Много нас тут, чемпионов»
Свои регалии 51-летний армрестлер из Старого Оскола Геннадий Маликов перечисляет на одном дыхании:
«Чемпион Европы 2017 года, серебряный призёр чемпионата мира того же года, победитель Кубка мира 2017 года и в этом году – чемпион России. Да я не один здесь такой. В Белгороде очень хорошая школа армрестлинга, я тоже её воспитанник, регулярно езжу сюда на тренировки. На протяжении двух лет – каждую неделю, а то и по два раза. Дома у нас нет таких условий. В Белгороде спорт инвалидов развит замечательно».
Геннадий работает грузчиком на кондитерской фабрике. Армспорт, безусловно, работе подмога. Вернее, наоборот. Слово «спорт» для Маликова – синоним слова «жизнь».
«Спортом я занимаюсь всю жизнь, кроме лихих 90-х. Эти годы прошли, стало легче. Армрестлинг как вид спорта появился у нас в начале 2000-х. Мы начинали с нуля, собирали опыт по крупицам. Сегодняшние результаты – плод этих многолетних усилий. Со спортом мы по‑настоящему живём».
Армрестлинг незрячих: нюансы
«Армрестлинг среди слабовидящих имеет свои особенности, – рассказал «СпортСмене» старший тренер областной сборной по армрестлингу Михаил Филатов. – Спортсмены лишены одного анализатора, то есть зрения. Поэтому начало борьбы обозначается голосовой командой, чтобы они слышали. А во время схваток на международных соревнованиях армрестлеры надевают на глаза повязки. Степень потери зрения у многих разная, и повязки уравнивают условия, исключают возможность визуального контакта».
Самим спортсменам, по их признанию, без повязок лучше. Речь не о том, что силой взгляда можно подавить слабого духом соперника. Тем, у кого зрение потеряно не полностью, важно видеть захват, позу соперника.
Спорт для этих людей – во‑первых, социализация. На тренировках и соревнованиях они общаются, обретают новых друзей. Во‑вторых, это цель. А цель, по большому счёту, это смысл жизни, уверен Михаил Филатов. То, к чему стремятся. И то, что делает жизнь полноценной.