Хотя планировала. Друзья и знакомые в этом вопросе разделились на два лагеря: одни козыряли сделанной прививкой, а другие категорически отказывались прививаться и другим, то есть мне, не советовали:
— Ты что, больная?! Зачем тебе это надо?
А кое‑кто из них даже стращал:
— Мы всей семьёй в позапрошлом году сделали – и сразу заболели!
Хочу, но не могу
Но болеть – по крайней мере, гриппом – в мои планы не входит. И заболеть после «мёртвой» (инактивированной) вакцины – это ещё постараться надо. Обычная страшилка из народного мифотворчества. А я за научный подход. К тому же для нашей семьи вопрос о вакцинации против гриппа теперь не стоит: три года назад от осложнения – двусторонней пневмонии – умерла наша горячо любимая мама и бабушка. Поэтому мы ежегодно подписываем согласие на прививку детей в школе и детсаду (и при этом ни разу ещё не столкнулись с постпрививочной реакцией). В этом году профилактические уколы оба получили ещё в начале сентября.
А мне с этого же времени всё никак не удавалось пойти привиться. То некогда, то эпидокружение не позволяет. И это я не про кашляющих и чихающих попутчиков в маршрутках, с которыми приходится ежедневно ездить на работу – с работы (пользуясь случаем: люди!!! ну вы хоть маски надевайте, если заболевшими едете в общественном транспорте!). Это я про «погоду в доме», когда то один жалуется на горло, то другая шмыгает носом.
Выбрать безопасное «окно» между «ребёнок уже не болеет» и «ребёнок пока не заболел» оказалось невероятно сложно. Особенно когда этих ребёнков целых два. Ожидание скрашивало (и оправдывало) только одно: многие инфекционисты как раз и советуют прививаться в конце кампании: иммунитет до пика заболеваемости (который в последние годы приходился на конец января – начало февраля) выработаться успеет и ещё не «состарится».
За деньги или по графику?
Между делом обзвонила в Белгороде частные клиники – хотелось кольнуться быстро и без очереди. Но почти везде получила от ворот поворот:
— Данную услугу не предоставляем.
Лишь в одной обнадёжили: приходите, привьём. Естественно, не бесплатно: к стоимости самой прививки (450 рублей) нужно приплюсовать предпрививочный осмотр у терапевта (800 рублей).
— У нас есть «Гриппол+» и «Ультрикс», обе вакцины российские. Почитайте о них в Интернете и сами выберите, что вам больше подходит, – предложили в клинике.
А между тем на подъезде нашего многоквартирного дома появилось объявление: в белгородской поликлинике № 6, к которой мы приписаны, готовы привить от сезонного гриппа всех желающих. Притом бесплатно. И даже записываться к врачу не надо. Достаточно просто прийти с карточкой на приём – и будет вам счастье!
Что немаловажно, в приведённом тут же графике приёма участкового терапевта оказалось много удобных «окошек» специально для работающих людей. Например, в понедельник и среду можно успеть забежать на прививку после работы (приём с 16 до 19), в четверг – до неё (с 8 до 12). Во вторник и пятницу опрививиться вполне реально в обеденный перерыв (с 12 до 16). А особо занятым в будни предлагалось сделать прививку в субботу (с 8 до 14).
Уговорили: иду к вам!
Приходите завтра
Дойти до родной поликлиники удалось лишь в среду вечером. Нацепив бахилы и самую радостную из улыбок, подхожу к окошку регистратуры:
— Здравствуйте, я хочу прививку от гриппа сделать!
— Ой, а что же вы так поздно пришли? Уже все, кто хотел, давным-давно сделали!
—?!
В ходе непродолжительных переговоров выяснилось, что сделать прививку всё‑таки можно, только вот мой участковый врач – надо же, какая досада! – сегодня дежурный. Но можно подождать, пока он закончит приём…
— Это сидеть в очереди среди температурящих и кашляющих? – уточнила я.
— Да, придётся. Может, лучше придёте в другой день? – предложила регистраторша.
Взвесив все «за» и «против», соглашаюсь: подцепить вирус в очереди к терапевту будет легче лёгкого. Тут даже медицинская маска вряд ли спасёт. Завтра так завтра!
Распишитесь и получите
Утром в четверг у кабинета участкового терапевта очередь из одного бодрого дедули.
— Вам к какому времени? – деловито интересуется он и, узнав, что я без записи, тут же скрывается за дверью кабинета. Ничего, время терпит, можно и подождать. К кабинету подходит ещё одна пациентка (как впоследствии выяснилось – тоже за прививкой).
Моя очередь заходить.
— Я без записи, хочу прививку от гриппа сделать, – докладываю врачу и поясняю: – А в маске не потому, что болею, а наоборот, чтобы от других не заразиться.
— Это правильно, – подтверждает терапевт.
Заполняю информированное согласие на вакцинацию, медсестра выдаёт направление в прививочный кабинет.
Хм, а осмотра что, не будет? Мне просто поверили на слово. Удивляюсь про себя, но иду, куда послали.
— На прививку? Готовьте плечо, – деловито командует процедурная медсестра.
Хлопает дверца холодильника, в ведро летит пустая упаковка от вакцины.
— Потерпите, сейчас может пощипать.
Иголка легко входит в кожу. Не больно. Защипало, но только в глазах. Давно со мной не говорили, как с маленькой девочкой.
Пока держу ватку у плеча, выясняю у медсестры, много ли сейчас людей вакцинируются от гриппа.
— Сейчас уже нет. А вот в конце сентября был вал. По ночам эти прививки снились.
Пока срок окончания вакцинации в поликлинике не объявляли. Если судить по прошлому году, то до конца ноября все припозднившиеся могут сделать прививку.
Возвращаюсь с отмеченным прививочным листом к участковому терапевту.
— Знаете, вам по возрасту можно диспансеризацию бесплатно пройти. Будете сдавать анализы? – интересуется медсестра.
И тут же выписывает нужные направления.
В итоге за один поход в поликлинику по прописке убила сразу двух зайцев: и от гриппа привилась, и получила возможность проверить текущее состояние здоровья. Удачно зашла, что и говорить. В следующем году приду снова.
Справка
Вакцина для профилактики гриппа – лекарственный препарат, обеспечивающий формирование краткосрочного иммунитета к вирусу гриппа.
Первая пандемия гриппа зарегистрирована в 1580 г.; с того времени применяли различные методы для искоренения их причины. Во время пандемии испанского гриппа в 1918 г., когда заболели 500 миллионов человек и умерли 40 миллионов, врачи испытывали всё, что они знали – от древнего ремесла пускания крови до разработки сывороток. Однако намёк на успех показало только одно терапевтическое средство – переливание крови от выздоравливающих больных новым жертвам.
И только в 1931 г. был открыт рост вируса в зародышевых куриных яйцах, а в 1940 г. военные США разработали первые инактивированные вакцины против гриппа, которые использовали во время Второй мировой войны. Позже благодаря достижениям в иммунологии вакцины стали безопаснее. А в наши дни развитие молекулярной технологии позволяет создавать противогриппозные вакцины путём генной инженерии.