Согласно клировой ведомости 1916 года, сохранившейся в Государственном архиве Белгородской области, каменная Николаевская церковь с колокольней была построена в 1840 году стараниями прихожан, которых насчитывалось на момент составления ведомости 1862 человека.
Сын боярский Яковлев
В состав прихода Николаевской церкви также входила деревня Погореловка. В причте по штату состояли священник Семён Попов и псаломщик Василий Писарев-Гнеушев. При церкви была церковно-приходская школа, основанная в 1885 году. В ней обучались 60 мальчиков и 45 девочек. Обязанности церковного старосты исполнял крестьянин Терентий Поздняков. Под церковью и погостом находилось 2 десятины земли, 32 десятины церковной земли являлись пахотными.
За этими строками архивного документа скрывается более древняя история церкви. Если заглянуть глубже в архивы, то окажется, что упоминание о ней встречается и в более ранних документах.
Село Яковлево возникло во второй половине XVII века – после строительства Белгородской засечной черты, которая положила начало более мирной жизни пограничного края. Основателем его является сын боярский Яковлев, по фамилии которого и названо село. При образовании оно вошло в состав Болховецкого уезда, а после его ликвидации – в Белгородский уезд Болховецкого стана. При проведении второй подушной ревизии в 1748 году в Яковлево уже значилась церковь во имя Николая Чудотворца, священником которой числился Максим Павлович Щетинин.
Первые православные храмы и монастыри на территории нашего края построены сразу после возведения города-крепости Белгород и начала освоения Дикого поля на окраине государства. Особо почитаемым святым у служилых людей русского пограничья был Николай Чудотворец. Они считали его своим небесным покровителем, возносящим пред престолом Божьим молитвы за русское воинство. Одной из первых в Белгороде уже в конце XVI века была построена церковь святого Николая Чудотворца Ратного, а также Николаевский монастырь. Поэтому не случайно во многих первых белгородских сёлах, возникших в начале XVII века, церкви были возведены в честь этого святого.
Возрождение храма
В России в конце XVIII века по указу императрицы Екатерины II проводили генеральное межевание земель. Результатом его стали земельные планы и подробное их экономическое описание. В одном из этих документов сказано, что «село Яковлево, владение однодворцев, лежит на берегу реки Ворсклы и безымянного отвершка на левой стороне, в том селе церковь деревянная во имя Николая Чудотворца, а дачей простирается по берегам реки Ворсклы… и подле большой столбовой дороги, лежащей из Беле города в город Обоянь». Число дворов в селе 80, жителей в них: мужчин – 382, женщин – 402.
По старинным планам можно определить месторасположение села и церкви, а «столбовая дорога из Беле города» проходила не по селу, а рядом – в направлении села Рождественское. Числящаяся в приходе церкви деревня Погореловка в период составления планов генерального межевания земель являлась частью села Яковлево, как и сегодня.
При сравнении старинного плана села и современной карты посёлка очевидно, что улицы в западной его части повторяют контуры застройки XVIII века. По старинному плану деревянная церковь находилась, по всей видимости, в районе современной улицы Угловского. При постройке каменного храма в 1840 году местоположение церкви изменилось и стало соответствовать району кладбища. В 1930-е годы храм Николая Чудотворца, построенный на средства жителей села, был разрушен.
Сейчас в посёлке Яковлево этот храм возрождают. В сентябре 2011 года архиепископ Иоанн,
освящая закладной камень, сказал:
«Этот храм будет построен на историческом месте: именно здесь начиналось Прохоровское поле – место героического подвига русского народа».
При закладке фундамента церкви обнаружены фрагменты старинной кладки, возможно, церковных строений конца XVII века.
Все судьбоносные эпохи в России ознаменованы рождением прекрасных творений церковного зодчества. Наши предки, строя храмы, создавали духовное и культурное наследие страны. В основе всего государственного устройства были заложены христианские ценности, они же стали основным содержанием культуры, литературы и искусства.
Начало XXI века характерно пробуждением в нашей стране огромного интереса к своей истории и культуре. Это время войдёт в историю как период возрождения и как новая эпоха православного храмостроительства.