Юристов – в избытке
По данным регионального управления по труду и занятости, 40 % безработных белгородцев имеют высшее образование, ещё столько же – среднее профессиональное. По словам директора макрорегиона Юг компании HeadHunter Ирины Веретенниковой, проблема в том, что с каждым годом усиливается разбалансированность между спросом и предложением. Нужны одни специалисты, а абитуриенты выбирают другие профессии:
«Сложившееся в России представление, что юристы и экономисты всегда обеспечены куском хлеба, давным-давно не соответствует действительности. Тем не менее мы видим до сих пор, что самая высокая конкуренция за вакансии (от 9 до 15 человек на место) у юристов и бухгалтеров».
Тем временем с каждым годом всё более востребованными становятся IT-технологии. По прогнозам, в ближайшие пять-семь лет дефицит IT специалистов в России достигнет одного миллиона человек.
«С одной стороны, государство делает акцент на развитие высоких технологий, и практически любая крупная компания сейчас готова или уже имеет большой цифровой отдел. С другой стороны, во‑первых, в вузах пока ещё не хватает кафедр, занимающихся качественной подготовкой нужных специалистов. Во‑вторых, хорошие IT-специалисты уезжают работать за рубеж», – говорит Веретенникова.
Без отрыва от личной жизни
Работодателям не хватает рабочего персонала. На одну вакансию приходится 0,9 резюме.
«Так сложилось, что практически все выпускники школ переходят в вуз, хотя сейчас рабочие профессии – это не то, что было раньше: грязная работа и большие деньги, – продолжает Ирина. – Благодаря повсеместной автоматизации это хорошие условия работы и, как показывает статистика, хорошая зарплата».
Также не хватает домашнего персонала. Постоянную нехватку кадров испытывают сфера туризма и гостиницы. Определённые трудности есть и у банков, которые набирают кол-центры. Работу в них молодёжь считает для себя не слишком престижной.
«Молодые специалисты не готовы работать так, как привык работодатель и как работают их родители – по 10–12 часов в день, иногда выходя на работу в выходные, – рассказывает Веретенникова. – Ребята приходят на собеседование и говорят, что они будут работать ровно до шести часов, потому что у них есть личная жизнь и свои интересы и из‑за работы они не собираются менять привычный образ жизни. Работодатели немножко настороженно относятся к таким соискателям, но другого выбора у них нет».
Кандидат-однодневка
Это понятие на рынке труда появилось недавно. Оно обозначает человека, который просидел на рабочем месте день, молча ушёл и на следующий день уже не вышел. По словам Ирины, так происходит, потому что новое поколение привыкло к опеке родителей и вуза. Они думают, что на работе тоже будет бесконечная поддержка и опека, но их ожидания не оправдываются. В итоге молодёжь трудится на одном рабочем месте в среднем два года. Есть ребята, которые работают в каждой организации по три-шесть месяцев.
«На рынке труда опытных специалистов практически нет. Мы объясняем работодателям, что не стоит писать в вакансии «опыт работы от шести лет», а нужно уметь адаптировать молодых людей внутри компании. Такие работодатели сейчас выигрывают», – заметила специалист по кадрам.
Ещё один тренд на рынке труда – удалённая работа. Если 10 лет назад таких вакансий было максимум 1,5 % и только в крупных городах, то сейчас фриланс составляет до 7 %. Это IT-специалисты, юристы, бухгалтеры, специалисты в области маркетинга. Люди рассматривают для себя два варианта: они готовы работать в крупной компании с хорошим имиджем, белой зарплатой и большим соцпакетом или, если такую работу найти не получается, становятся фрилансерами.