Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 октября 2018, 11:23
 Оксана Придворева 1512

Дары и дарители. Кто пополняет коллекцию Белгородского художественного музея

Дары и дарители. Кто пополняет коллекцию Белгородского художественного музея Фото Владимира Юрченко
  • Оксана Придворева

Белгородский государственный художественный музей обладает значительной коллекцией произведений изобразительного искусства. Часть из них представлена в открывшейся на днях экспозиции. Это работы художников и скульпторов, пополнившие музей с 2013-го по 2017 годы.

Фонды пополняются

Когда в начале 80-х в Белгороде открывали художественный музей, большая часть тогдашнего фонда молодого учреждения культуры была подарком. Вдова уроженца Белгорода художника Михаила Добронравова передала в новый музей 243 картины супруга. Свои выставочные работы подарили музею члены регионального отделения Союза художников. К открытию в музее хранилось около 400 картин. Прошло 35 лет, и его собрание выросло вдесятеро.

По словам директора музея Татьяны Лукьяновой, за год посетители могут побывать на более чем 40 выставках.

«У нашего музея один из самых высоких показателей представления собственных коллекций. Мы показываем более 20 %, и это очень хорошая цифра», – поясняет она.

Новыми единицами хранения (говоря профессиональным языком) фонды полнятся за счёт закупок и даров. Хранится в художественном музее и частная коллекция безвозмездного бессрочного пользования.

Зачастую только что приобретённую музеем работу не сразу зачисляют в единицу хранения основного фонда.

«Прежде каждую работу исследуют, описывая изображение, степень сохранности, проводят атрибуцию (подтверждение авторства, уточнение места и времени создания произведения. – О.П.), – объясняет заведующая научно-экспозиционным отделом музея Галина Половина. – Только после научного исследования и описания они поступят в фонды музея на постоянное хранение, и мы сможем показывать их на выставках».

Фото Владимира Юрченко

И натюрморт-обманка

В выставку новых поступлений за 2013 – 2017 годы включили почти двести экспонатов. Есть живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, представленное дымковской, суджанской, старооскольской народными игрушками и авторской керамикой белгородца Юрия Агафонова, советский фарфор, иконы, юбилейные монеты и медали, отчеканенные белгородцем Борисом Пупыниным. У каждого из экспонатов – своя история.

Восемь работ – живопись и графика – заслуженного художника РФ Алексея Жабского в художественный музей поступили в 2014 году. Часть картин художника приобрели, а некоторые работы белгородцам подарила его вдова Людмила Михайловна. Есть в числе поступлений две картины из серии «Дети войны», над которой Жабский работал 20 лет. Хранятся в фондах музея и натюрморты художника. Один из них – полотно «Натюрморт с земляникой» (1987).

«Это натюрморт-обманка, написанный до иллюзорности натуралистично. Материальность каждого предмета Жабский – очень хороший художник реалистической школы – передал великолепно», – говорит Галина Половина.

В конце 2016 года крупную коллекцию – около 80 картин – передала в Белгород Марина Ломакина, правнучка известного дирижёра и композитора и нашего земляка Гавриила Ломакина. Его потомки тоже нашли себя в искусстве. Сын Владимир, не получивший художественного образования, великолепно владел рисунком и живописными приёмами. Его дочь Мария, внучка дирижёра, была ученицей Кузьмы Петрова-Водкина и Дмитрия Киплика. Ломакина работала в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, преподавала в Абрамцевском художественно-промышленном училище. Две трети картин в подаренной коллекции – её авторства. Это преимущественно поздние пейзажи, где изображены виды Подмосковья, прежде всего Троице-Сергиева лавра и её окрестности.

«Больших работ всего две, – рассказывает Галина Половина. – Есть работы среднего формата, в основном же – малоформатные. Чем обусловлен этот размер? Абсолютной бедностью художницы, средств на материалы не было. Но даже в маленьком размере ей удавалось добиваться фундаментальности форм. Помимо художественной ценности, у этих работ есть ценность краеведческая. Это возвращение на родину».

Икону «Святой Иоасаф Белгородский» написал специально для фондов художественного музея профессиональный владимирский иконописец Сергей Ратников. Выполнена она в традиции мстёрской иконописи. Литературным источником для иконописца послужило житие «Святитель и чудотворец епископ Белгородский. Его жизнь, прославление и чудеса», составленное епископом Белгородским Никодимом и изданное в Курске в 1914 году.

«Канонические изображения Святителя Иоасафа существуют, а вот житийных икон не было. Это первая житийная икона Иоасафа Белгородского. В этом её уникальность. Все клейма иконописец разрабатывал сам», – поясняет Галина Половина.

Иллюстрации к «Дикому мёду»

Новыми поступлениями собрание музея пополнилось и в этом году. Десять авторских листов передала белгородцам питерский график Елена Натаревич. Вместе с ними – пять скульп-тур работы своего супруга Дмитрия Вайнмана и 14 работ отца, советского живописца Михаила Натаревича.

Не так давно дар музею сделал заслуженный художник Украины Владимир Мельниченко.

«В двухтысячных годах московский коллекционер Николай Ерёмченко передал нашему музею 145 графических работ. Две из них выполнили киевские художники, творческий и семейный союз Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко. Мы нашли возможность познакомиться с Владимиром Владимировичем (к сожалению, Ада Фёдоровна в 2010 году скоропостижно скончалась), и ему было приятно слышать, что в нашем музее есть две их графические работы, – рассказывает заведующая отделом развития и выставочной работы музея Алла Селютина. – Он решил передать ещё пять листов автолитографий. Его выбор не случаен: это иллюстрации к роману советского писателя Леонида Первомайского «Дикий мёд». Роман автобиографический, действие его разворачивается на Курской дуге. Задумка осталась нереализованной, книгу не издали, но иллюстрации, выполненные в 1977–79 годах, до сих пор «живут» в мастерской художника. А пять из них теперь хранятся в нашем музее. Владимир Владимирович сказал, это будет символично и правильно, чтобы эти работы хранились у нас».

На открытии выставки провели постоянную музейную акцию «Дары и дарители». Председатель регионального Союза художников Стани-слав Дымов передал в музей работы белгородских живописцев и графиков.

«Работы белгородских авторов – это 30 % от всех поступлений музея», – говорит Татьяна Лукьянова.

Выставка новых поступлений музея работает до 12 ноября.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×