Первый из десятка
В городе живёт 2,4 тыс. инвалидов. Из них 187 человек прикованы к коляскам. Многие преодолевают значительные расстояния, чтобы добраться в нужное место. Поэтому руководитель некоммерческой организации «Мы вместе» Юрий Карапузов инициировал проект. Он и сам уже восемь лет в инвалидном кресле.
«Доступный город» стал первым из десятка запланированных социальных проектов. Наша цель – социализация инвалидов-колясочников и организация доступной среды для них. Без решения транспортной проблемы остальные планы просто бессмысленны. Проект пилотный, на это указал министр труда и социальной защиты России Максим Топилин на личной встрече. В случае успеха его предложат в других регионах России», – отмечает Карапузов.
На этот проект потратили около 8,5 млн рублей. Его поддержали губернатор Евгений Савченко и глава администрации Старооскольского городского округа Александр Сергиенко. В маршрутках установили стойки, в будущем появится безналичный расчёт. Для инвалидов проезд бесплатный, для остальных пассажиров – 20 рублей, как и в других автобусах округа.
«Поездка в этом транспорте равна софинансированию проекта, – подчёркивает Юрий. – Каждой поездкой вы делаете жизнь людей в колясках разнообразнее и комфортнее».
Об этом напоминает и надпись на бортах маршруток: «Пользуясь этими автобусами, вы помогаете маломобильным людям». Салон отличается от привычного маршрутного такси. Специальная подъёмная платформа для инвалидных колясок в комплекте с сиденьями-трансформерами делают поездку комфортной для обычных пассажиров и инвалидов. Они оснащены бесплатным Wi-Fi и большим информационным монитором. Кроме звукового сопровождения остановок на экране транслируется изображение остановочных комплексов. Бегущая строка с названиями предыдущих и следующих остановок поможет пассажирам ориентироваться в маршруте.
Хотим общаться
Мария Проскурина первая проехала в новом транспорте.
«Водитель открыл дверь, опустил подъёмник, я сама въехала на него. Он поднялся, я вкатилась в салон, – рассказывает она. – Очень удобно, внутри много места, чтобы развернуться, хватит для двоих колясочников. Удобнее всего становиться спиной к водителю и держаться за поручень, поставив коляску на тормоз. Маршрутки понравятся не только инвалидам, но и мамам с колясками».
До этого вместе с мужем, тоже колясочником, Мария выезжала за продуктами или гуляла рядом с домом, теперь будет чаще встречаться с друзьями, посещать мероприятия.
«Больно видеть, когда приходит автобус, пассажиры садятся, а инвалид остаётся на остановке один, – признаётся Проскурина. – Но мы хотим общаться, ходить в рестораны, кино и театры. На новых маршрутках сможем ездить далеко, куда не добраться на коляске».
Семь месяцев назад Юлия Новикова родила сына. Несмотря на ограниченность в движении, она живёт полной жизнью, гуляет с мужем. Пока он катит коляску с ребёнком, она едет рядом.
«Мне интересно, как будет работать проект. Говорят, надо звонить водителям, чтобы они знали, что я жду на остановке, и оставили место. Попробуем», – говорит Юлия.
Организация «Мы вместе» воплощает в жизнь и другие задумки. Разрабатывает проект зала активной реабилитации «Здоровейка», в кинотеатре «Чарли» организует подъёмную платформу, которая переместит человека в коляске на специально оборудованную площадку для просмотра.
«Такой подъёмник со скидкой стоит 730 тыс., всё оборудование для инвалидов очень дорогое, но благодаря грантам мы всё можем, – отмечает Юрий Карапузов. – Жена называет меня генератором идей, в голове уже 12 новых проектов».
В следующем году НКО поборется за грант, чтобы купить три микроавтобуса – японские праворульные легковые автомобили с высокой крышей.
«Сделаем из них такси для колясочников и для перевозки больших вещей. Обычные люди заплатят за поездку по городу 90 рублей, инвалиды – 45 рублей, а когда проекты заработают в полную мощность, цену для инвалидов понизим».