1984. Афганистан
В 1984 году учитель русского языка и литературы школы № 3 Галина Заморозова стала преподавателем лицея Революции в Кабуле.
«До этого о событиях в Афганистане постоянно рассказывала на уроках. Я была патриотично настроена, активный член партии, в поездку за границу записалась добровольно», – вспоминает Галина Ивановна.
Когда предложили поехать в Афганистан, она согласилась, не раздумывая.
«Сейчас, бывает, страшно вспоминать, но тогда страха не было, хотя Кабул часто обстреливали, я видела трассирующие пули, – рассказывает Галина Ивановна. – Тяжелее было оставить мужа, сына-четвероклассника, но я была уверена, что поступила правильно».
Из XX века она попала в XVI, в безграмотную, слабо развитую страну, где большинство детей не ходили в школу. Лицей – бывшая конюшня с неприспособленными классами. Но всё преодолевала тяга учеников к знаниям.
«Проблем с дисциплиной не было, учителя они слушали с открытым ртом. Ребята надеялись, что знание русского языка поможет уехать из страны, учиться в Советском Союзе», – говорит Галина Заморозова.
Связь с домом – письма, и не только родным, но и классу, в котором до отъезда была руководителем, учителям. Её письма зачитывали на школьных линейках.
В 1986 году двухлетняя командировка в Афганистан закончилась, но ещё долго она будет ставить в пример своим ученикам школьников-афганцев, их стремление к знаниям.
1989. Директор
Демократические веяния, волной накрывшие страну во время перестройки, пришли и в школу. Директора обычно назначали, а тут школьный совет предложил на этот пост кандидатуру Галины Заморозовой. Вышестоящие органы с решением коллектива согласились.
«Это была до последнего уголка моя школа: сюда я пришла в первый класс, здесь начинала как учитель, работала завучем», – говорит Галина Ивановна.
Деятельность нового директора началась с наведения чистоты, на этажах появились цветы, шторы. Уют и порядок – вот чего, по её мнению, не хватало в старом здании. Зато работал высокопрофессиональный коллектив, который надо было сохранить и прирастить преданными учительскому делу специалистами. И это удалось.
«Школа всегда отличалась высоким уровнем образования, у нас выпускали классы, в которых две трети учеников были медалистами», – рассказывает Галина Ивановна.
1990. Форма
В 1990 году Галину Заморозову пригласили на серьёзный разговор в горком партии. Тема – введённая ею обязательная форма для учителей гимназии. Это сейчас форма – визитная карточка многих школ области, приветствуемая на любом уровне. А 30 лет назад инициативу Заморозовой посчитали перегибом. Но она настояла на своём.
«Я считаю, что невозможно добиться 100-процентной школьной формы у детей, если мы, учителя, не будем одеваться соответственно», – говорит Галина Ивановна.
Когда в 2000-е школы от строгой формы переходили к вседозволенности в одежде, а потом с боем возвращались опять же к форме, третья гимназия отличалась строгим и подтянутым видом.
«Школа начинается с дисциплины, а это и внешний вид, – уверена Галина Ивановна. – Наших учеников по воспитанности, культуре общения легко узнавали на любом городском мероприятии».
2007. Пушкинский научно-культурный центр
Старому зданию школы требовался капитальный ремонт, но тогда и зарплату учителям не выдавали месяцами. И в такое время в школе разрабатывают проект Пушкинского научно-культурного центра.
«Трудно в это поверить, но государственных средств на оборудование и оформление центра не истрачено ни копейки. Сказались любовь к великому поэту, стремление открыть в центре города литературную гостиную», – вспоминает Галина Ивановна.
Стол, стилизованный под старину, сделан старшеклассниками, томик пушкинских стихов 1896 года издания подарен прабабушкой одного из выпускников, портреты, мебель в духе эпохи – спонсорская помощь местной мебельной фабрики.
Проект стал победителем регионального конкурса воспитательных систем. В литературной гостиной проходят конкурсы чтецов, дни памяти поэта, часы гимназического братства, театрализованные представления. Совет центра – организатор социальных акций и волонтёрских миссий.
«Даже в первый год в новом здании школы, когда на три четверти обновился ученический коллектив, мы не отступили от традиционных пушкинских балов. С каким трудом, даже в приказном порядке привлекали старшеклассников к участию в нём. И как радостно было видеть восторженно сияющие глаза учеников в костюмах пушкинской эпохи, – говорит Галина Заморозова. – На второй год бал ждали уже с нетерпением, пришли все. Значит, детям нужна такая подставочка, с которой они способны стать возвышеннее, красивее, светлее».
2010. Музей
В 2010 году школа из центра переехала в спальный район Белгорода в новое красивое здание с современным оборудованием. Перед этим директор немало помесила грязи на строительной площадке, поспорила на производственных летучках. Тепла и уюта добились, но как сохранить высокую образовательную и воспитательную планку?
Начали с музея. Школу ещё не открыли, а экспозиция, посвящённая истории, учителям, которые вкладывали в своих учеников душу, была уже готова. Директор, пока её не сменили юные экскурсоводы, сама рассказывала об этапах большого пути.
«Без бережного отношения к памяти невозможно говорить о нравственном воспитании. Это одна из главных традиций и ценностей, которые складывались десятилетиями», – считает Галина Заморозова.
На самодельной медали, которую ей вручили учителя в честь дня рождения, надпись: «За любовь и преданность профессии». Что может быть ценнее такой награды?