С тех пор больших успехов у белгородских стрелков не было. Всё изменилось шесть лет назад, когда мастер спорта по пулевой стрельбе из пистолета Олег Колодезный вернулся в профессиональный спорт.
О пути к карьере тренера. В спорте я с 14 лет – постоянные тренировки, выезды по соревнованиям, сборы в составе команды страны. Моим первым тренером была Галина Жарикова. С 18 лет началась моя жизнь в погонах – я подполковник МВД в отставке. Закончил службу в аппарате УВД области и с 2012 года начал тренировать в СДЮСШОР № 1 Белгородской области.
О непростых взаимоотношениях. Мои воспитанники быстро стали показывать результаты. Я думал, что в спорте все заинтересованы в успехе. Но в реальности всё оказалось сложнее. С подачи «золотых» тренеров и коллег по «цеху» я со спортсменами перешёл в СДЮСШОР № 8 Белгорода. С мая этого года мы снова завоёвываем призовые места на российских соревнованиях в составе СШОР № 1 Белгородской области, где есть заинтересованность в результате.
О росте интереса к стрельбе из пистолета. Когда я начинал работать, на областных соревнованиях в каждом упражнении выступали всего по 2–3 спортсмена. В регионе пистолетные упражнения сохранились благодаря стараниям вице-президента Федерации пулевой стрельбы Виктора Наседкина, который поддерживал тренеров-пистолетчиков из районных спортшкол.
Когда мои воспитанники стали занимать призовые места, коллеги по Федерации увидели, что на пистолете тоже можно добиваться результатов. Сегодня на областных соревнованиях в пистолетных упражнениях участвуют уже более 40 юношей и девушек.
О высоких требованиях. До недавнего времени развитие пулевой стрельбы в Белгородской области было сосредоточено на упражнениях с винтовкой. При этом требования в стрельбе из пистолета значительно выше, чем в винтовке: например, на чемпионате России мастер спорта по стрельбе из винтовки занимает 45-е место, а кандидат в мастера спорта в пистолете – первое.
О доступности. Всех увлекает, что в этом виде спорта не нужны особые природные данные, только внутренний вызов и вера в себя. По статистике Олимпийского комитета, пулевая стрельба занимает четвёртое-пятое место по доступности в мире. В Германии в чемпионате участвуют более тысячи человек, а в России – всего 300.
В пистолете тяжело начинать, там всё‑таки нужна силовая подготовка. Хотя выезжать на соревнования нам проще, чем винтовочникам: у нас всего два-три инструмента с собой по килограмму и нет костюмов; у них же вес снаряжения порой превышает 40 кг, а без костюма не выполнить и первый разряд.
О разнице между дисциплинами. Мастер спорта по пистолету никогда не покажет результат мастера спорта на винтовке, и наоборот. Это два разных вида спорта, как водное поло и баскетбол.
О роли тренера. Первоначально важно поставить спортсмену технику исполнения упражнения, которая останется навсегда. Потом тренер становится больше психологическим партнёром, который несколькими фразами может всё изменить и вывести его из ошибки.
О философии выстрела. Нажатие на спусковой крючок не есть выполнение выстрела. Выстрел включает более 60 компонентов, от принципиальности которых нельзя отойти даже мысленно. Философия выстрела требует высшей координации, психической дисциплины и выносливости. Рекордсмены мира тратят на выполнение выстрела около 12 секунд, а работа над этим полна творчества.
О важности инвентаря. У нас всё зависит от рукоятки, модели пистолета и устойчивости. Дай спортсмену другой инвентарь, и он не покажет результат, на который способен.
О тренерской работе. Раньше мне казалось, что работа результативного тренера – это образ жизни. Теперь я считаю, что это диагноз. Тренер как шеф-повар: когда он готовит, то знает вкус блюда. Он знает, как готовить спортсмена. Если несколько людей будут готовить одно и то же блюдо, то вкус у каждого будет разный.
О судьбах воспитанников. Роман Солошенко начал заниматься у меня с девяти лет, и уже в 13 был членом сборной России, неоднократным победителем и призёром международных соревнований. Но родители в его спортивное будущее не поверили и отправили учиться в военный кадетский корпус.
Другой пример – Анастасия Шадах, которая в конце 2016 года пришла в стрельбу из пистолета из спортивных танцев. За десять месяцев тренировок она стала победительницей первенства России, за полтора года выполнила мастера спорта и стала членом сборной России.
О мечте. Свою тренерскую мечту я осуществил – мой сын Владислав в этом году выиграл первенство России в стрельбе из малокалиберного пистолета.
О мальчиках и девочках. Много девушек приходят из других видов спорта, и их больше, чем мальчиков. У меня тренировки жёсткие, многие их бросают. Я не заставляю никого влюбляться в стрельбу. Я неоднократно видел, как 12-летние мальчики плакали, потому что им надо было поднимать гантели максимальное количество раз. Девочки себе такого не позволяют.
О тренерских принципах. Главный из них – выращивать спортсмена индивидуально. Я не использую технологии массовой подготовки, не отбираю лучших из сотни человек. Со спортсменами работаю сразу как со сборниками. В этом мой плюс и минус. Тот, кто верит в результат, – остаётся. В этом году в списках сборной страны находятся три моих воспитанника. Если человек в восемь лет приходит в эту дисциплину, то можно уже растить олимпийского чемпиона.
О тренерах-олимпийцах. Лучше всего учишь тому, чему хочешь научиться сам. Когда олимпийские чемпионы начинают заниматься тренерской деятельностью, то им всё кажется просто. Они не чувствуют многих принципов и тонкостей. Хорошие результаты у их воспитанников – редкость.
О соперниках. В пулевой стрельбе нет соперников. Единственный противник спортсмена – он сам.