В творческий круиз
По заказу турфирмы артисты отправляются в речные круизы как в настоящие командировки. По пути они дают концерты для участников круиза, читают им лекции. Речная компания предоставляет артистам, соответственно, полный турпакет – проезд, проживание, питание, экскурсии.
«Это официально оформляемые командировки за счёт приглашающей стороны. Для филармонии полезно, и артистам приятно, – констатирует органист Тимур Халиуллин. – В наши обязанности входило сыграть три концерта академической классической музыки и прочитать две лекции на заранее обговорённые темы, итого пять мероприятий».
По пути артисты готовились к лекциям, репетировали. Из тринадцати дней семь посвятили работе, подсчитал Тимур. На теплоходе нашлось всё необходимое: рояль, два пианино, Интернет, проекторы для демонстрации медиароликов. Всё для того, чтобы как можно лучше представить музыку и лекционный материал.
Миссия: просвещение
Над просторной водной гладью с верхней палубы теплохода «Иван Крылов» вечерами раздаётся классическая музыка в оригинальном звучании, без подзвучки. Кроме Тимура Халиуллина за фортепиано, культурный отдых пассажирам обеспечивали виолончелист Олег Шейна, меццо-сопрано Оксана Никитина и её муж, кларнетист Александр Никитин.
«По сути, это камерный мини-оркестр, где все участники представлены в одном лице: струнная группа, духовая, солирующая (вместо хора) и ударно-фортепианная, – констатирует Тимур. – Мы специально делали нотные переложения для такого исполнительского состава и разучивали новые произведения. И минимальными средствами получили, по‑моему, максимальный результат. Жаль, что карильон было не взять – тяжеловат, перевернулся бы наш теплоход. И электронный орган было бы здорово».
Зрители забивали битком верхнюю палубу и корабельную библиотеку, где проходили концерты и лекции. Всё это было для белгородских артистов в диковинку. С одной стороны, люди на отдыхе. С другой – музыканты не стали низводить исполняемый репертуар до развлекательного уровня.
«У нас была просветительская миссия, – считает Халиуллин. – Я сразу сказал, что готов участвовать в теплоходных концертах, но только если это не будет сопряжено с использованием такого музыкального материала, который не соответствует академическому исполнительству. Поэтому нашу программу составляла чисто академическая музыка. Были опасения насчёт того, какая будет публика, примет ли она эту программу на отдыхе. Но в итоге всё прошло на ура».
В спорах о Каччини
Пассажиры, в основном, были из столиц – Москвы и Петербурга.
«Эти люди оказались интеллигентными, начитанными, образованными. Они обсуждали с нами такие вещи, задавали такие вопросы, что я и не предполагал. Например, про авторство «Аве Марии» Джулио Каччини и «Канцоны» Франческо да Милано, которые написал на самом деле русский композитор Владимир Вавилов. Он приписывал свои произведения знаменитым авторам просто ради того, чтобы их издавали. Кстати, «Канцона» позже стала музыкой известной песни Бориса Гребенщикова «Город золотой» на стихи Анри Волохонского «Рай».
Благодаря дополнительным вопросам 40-минутные по договору лекции затягивались на все 80 минут. Тимур Халиуллин рассказывал пассажирам об органной культуре в России и Белгороде. Читал лекции о колокольной культуре и карильонной, которая является частью русской колокольной традиции. Рассказ сопровождали живая музыка и информационные видео-
ролики: про Белгород, про нашу филармонию, про самый большой орган в России – в Калининграде.
Люди интересовались всем: как и зачем на карильоне играют кулаками, как осуществляется связь между колоколом и клавишами, когда колокола превратились в карильон.
«В контексте разговора про орган и карильон я рассказывал о белгородской филармонии, делал это с гордостью и воодушевлением. Пассажиры после этого разобрали все диски нашей филармонии. И в Интернете, на моём видеоканале в YouTube, сразу прибавилось подписчиков. Многие выразили желание побывать в Белгороде».
Не только музыка
В поездке с 19 по 31 августа музыканты посетили добрый десяток городов, сёл, деревень. Получили массу впечатлений.
«Для нас всё было в новинку, мы старались ничего не пропускать. Были на всех экскурсиях, входивших в пакет программы, и ещё покупали себе дополнительные», – рассказывает Тимур Халиуллин.
Тур проходил по маршруту Москва – Петербург – Москва, с заходом на Онежское озеро (Петрозаводск, Кижи) и Ладожское озеро (Сортавала, Валаам). Были в этнодеревне Верхние Мандроги на реке Свирь, с уникальной деревянной архитектурой, в городах Углич, Мышкин и Старая Ладога, в Александро-Свирском монастыре.
Теплоход «Иван Крылов» шёл по акваториям Химкинского и Рыбинского водохранилищ, канала имени Москвы.
Плыли по Волге, Свири, Шексне, Онеге, Ладоге, Неве, по Белому, Онежскому и Ладожскому озёрам.
Чрезвычайно насыщенным получился день в Санкт-Петербурге. Артисты посетили Эрмитаж, карильонный
концерт на Заячьем острове. Познакомились с наставником Тимура, знаменитым органистом Даниэлем Зарецким, с ним обсудили новые проекты. Покатались по рекам и каналам, съездили на обзорную автобусную экскурсию.
«Близ Сортавалы были на знаменитом мраморном каньоне Рускеала. В Кижах совместили пешую прогулку с велопоездкой по окрестностям, – вспоминает музыкант. – Посетили все точки этого островка, что пешком за короткое время сделать невозможно. На Валааме мы с Олегом Шейна взяли напрокат электровелосипеды и тоже осмотрели весь остров, включая скиты (те, в которые пускают). Для меня как представителя другой национальности и культуры всё это было необычно и очень интересно».
Как на «Титанике»
Три теплоходных концерта белгородских музыкантов были тематическими: «Шедевры трёх столетий: барокко, классицизм, романтизм», «Романтическое настроение» и «От классики до модерна».
«Этими тремя темами мы постарались охватить все пласты музыкальной культуры, от старинных английских опер XVII века до современных композиторов – Астора Пьяццоллы и даже Евгения Доги с любимой всеми музыкой из фильма «Мой ласковый и нежный зверь», – поясняет Тимур. – С особенным интересом прошёл романтический концерт. Люди долго потом подходили и просили напомнить название того или иного произведения, чтобы потом найти его и слушать».
Музыкант на корабле – профессия особая. С нюансами.
«Пианино, например, было пристёгнуто к стене, чтобы не укатилось во время шторма, – продолжает Тимур Халиуллин. – Мы получили очень интересную практику игры на музыкальных инструментах во время качки, при работающем корабельном двигателе, от которого корпус теплохода слегка вибрирует. После того как попали в шторм с двухметровыми волнами на Белом озере, захотелось пересмотреть фильм «Титаник». А на Онежском озере, где волны были высотой 2,5 метра, наш теплоход даже пришвартовали в городе Вытегра Вологодской области на вынужденную восьмичасовую остановку».
На открытой, под навесом, верхней палубе не было такой акустики, как в филармонии. Но атмосфера на судне была очень душевной. Было в ней что‑то такое, чего музыкантам в зале как раз не хватает. Внимательное, расслабленное, расположенное к музыке настроение артисты и публика, находясь рядом, передавали друг другу.
«Чувствовали теплоту и понимание»
«Публика была к нам непривычно близко, – дополняет Олег Шейна. – Сцены не было, мы сидели рядом со зрителями. Был живой контакт, вроде того, который бывает в театральных постановках. Можно было буквально видеть огоньки в глазах людей, и это было замечательно. Наличие сцены в концертных залах всё‑таки создаёт некий барьер между артистами и зрителями. Можно было слышать комментарии из публики. Помню, одна бабушка меня жалела: мол, виолончелист совсем замучился».
Полуторачасовых концертов публике заметно не хватало, говорят артисты. Люди просили ещё.
«Это хороший знак, – уверен Тимур Халиуллин. – Во время отдыха людей важно не «перекормить». Им будет хотеться ещё отдохнуть таким образом. И у себя дома они тоже пойдут на концерты».
В восторге и сами артисты белгородской филармонии. Для них важен и новый формат выступлений, и возможность общения с публикой после концертов, и туристические впечатления.
И филармония не дремлет. Тимур с друзьями не первый и не последний. В начале сентября на теплоходе «Княжна Виктория» гастролировали другие белгородские артисты: заслуженная артистка РФ Людмила Петрова, виолончелистка Ирина Александрова, скрипачка-концертмейстер Наталья Онищенко и сопрано Наталья Пашун.
Искренность рождает дружбу
Елена Егорова, пианистка, участница круиза с музыкантами белгородской филармонии:
«Высочайшие по уровню и многогранности концерты и просветительские мероприятия подарили туристам нашего теплохода солисты Белгородской государственной филармонии. В том числе лекция Тимура Халиуллина «Карильон и новая колокольная культура России. Белгородский карильон».
Тимур, помимо того, что он высокопрофессиональный музыкант, органист, пианист, ещё и прекрасный популяризатор классической музыки и талантливый лектор. Его рассказы, лаконичные и одновременно содержательные, живые, подкреплены практическими иллюстрациями, в большинстве которых участвует он сам.
Лекция Тимура об органном искусстве впечатлила всех слушателей, но карильоном он нас просто поразил. Оказывается, культура колокольного искусства и её карильонная форма развивается прямо у нас на глазах, а мы этого почти не знаем.
Сколько интересного и удивительного открыли нам артисты! Я счастлива, что мне выпала честь сотрудничать с ними на одном теплоходе, и благодарна ребятам, которые, несмотря на свой высокий профессиональный уровень, весело и задорно включились в наше с туристами пение простых и любимых песен. Искренность стирает противоречия и рождает дружбу.