Это болезнь?
Это одна из проблем обучения детей, включающая специфические расстройства чтения и письма как результат нейробиологических особенностей человека. По статистике, в стране 53–55 % детей испытывают трудности в овладении этими навыками. Но, согласно международным исследованиям, лишь малая часть (один из десяти) может претендовать на получение статуса дислексика.
А как считают за рубежом?
В международной практике дислексию понимают как избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма одновременно. При том что общая способность к обучению сохраняется. Здесь используется термин «дислексия развития».
Отечественная логопедия использует самостоятельные термины: нарушение процесса письма – «дисграфия», чтения – «дислексия».
Практика показывает, что с этим заболеванием часто рождаются и с возрастом оно не проходит. Но это не мешает человеку быть успешным при правильном подходе в обучении чтению и письму. Подобные подходы начинают появляться и у нас. Это, например, разработки общества «Дом Дислексика».
Когда этой проблемой стали заниматься?
В 2000-х возникли международные ассоциации родителей и детей с дислексией. С 2016 года такая организация существует и в России, её учредителем стала Мария Пиотровская, а в попечительский совет вошли видные деятели нейропсихологии, биологии, психолингвистики.
В это время пришло общее осознание: есть люди, которые испытывают стойкие проблемы во время обучения чтению и письму, при этом их умственные способности остаются на высоком уровне. Порой они достигают потрясающих успехов в области математики, физики, музыки, живописи.
Одни считают, что эти дети просто иначе воспринимают информацию. Другие уверены, что они обладают новым способом мышления, который в ходе эволюции выработают все индивидуумы.
Как появляются первые признаки?
Главная проблема – диагностика. Хорошо, если родители ещё в дошкольном возрасте обратят внимание на особенности ребёнка, приведут его к логопеду. Лучше, чтобы этот профилактический визит состоялся в 2–2,5 года, затем через полгода ещё раз. Это важно, чтобы увидеть развитие ребёнка в динамике. Факторы риска можно разглядеть, начиная с трёхлетнего возраста малыша. Вероятность традиционных проблем в освоении чтения и письма в пять раз выше, чем дислексии развития.
Если родители вынуждены вести ребёнка с речевыми проблемами в первый класс, ему нужно обеспечить логопедическую помощь на весь период обучения в начальной школе. Стоит незамедлительно обращаться к специалистам, если у ребёнка есть трудности в усвоении материала по русскому языку и математике, он безрезультатно тратит много сил на учёбу, не может сам выполнять простейшие домашние задания.
На что обратить внимание?
Особенность дисграфии и дислексии в том, что ребёнок допускает стойкие ошибки: переставляет буквы, пропускает слоги, употребляет лишние и продолжает делать это в течение длительного времени.
По рекомендациям нашей Ассоциации родителей и детей с дислексией к специалисту нужно обращаться если:
- ребёнок не может правильно держать ложку и ручку;
- его речь развивается медленнее, чем у сверстников;
- есть проблемы с мелкой моторикой;
- игнорирует стоящие слева знаки, буквы и даже страницу;
- не может в заданном порядке повторить несколько цифр;
- отказывается читать вслух;
- видит одно, а произносит другое.
При этом он может замечательно говорить, быть талантливым. Больше информации можно получить на сайте ассоциации: дислексия.рф.
В школах для дислексиков есть послабления?
Дислексия – особенность восприятия информации, для дислексика буква – это код, который требует расшифровки. Поэтому дети не справляются с темпами обучения, им не хватает времени, которое обычно выделяется для тестов, экзаменов.
Все дети со школьными проблемами проходят психолого-медико-педагогическую комиссию, которая подтвердит, что у них есть сложности в обучении, требующие логопедического или коррекционного сопровождения. Это позволит им в облегчённой форме проходить итоговую аттестацию, в том числе в выпускных классах.