Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
18 августа 2018, 15:34
 Ольга Муштаева 1489

Фильтры не помогут. Педагогам предложили подумать о медиаграмотности

Фильтры не помогут. Педагогам предложили подумать о медиаграмотности Фото Натальи Малыхиной
  • Ольга Муштаева

Круглый стол, посвящённый роли медийных коммуникаций в формировании картины мира детей и подростков, провели Общественная палата Белгородской области и Издательский дом «Мир Белогорья».

Представители областного департамента образования, Белгородского института развития образования, управления молодёжной политики, библиотек, вузов, уполномоченный по правам ребёнка, а также московские эксперты – заведующая кафедрой ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан МПГУ Ирина Жилавская и координатор проекта Немецкого культурного центра им. Гёте «Земля плоская. Как читать медиа» Полина Бахтина – обсудили вопросы интернет-безопасности подрастающего поколения и формирования медиакомпетенций педагогов.

Участники круглого стола сошлись во мнении: для большинства современных подростков характерна клиповость, некритичность мышления.

«Отсутствие потребности в анализе и критической оценке медийного контента, в осознанности – большая проблема. Когда мы заходим в цифровую среду, первым делом нужно задать себе самый главный вопрос: «Зачем?», – подчеркнула Ирина Жилавская.

Обезопасить детей от деструктивного влияния потребляемого контента, по мнению экспертов, в значительной мере могут педагоги. Медиа­образование следует встроить в систему школьного и высшего образования. Первый шаг – повысить квалификацию педагогического сообщества и разработать специальные методические материалы и программы по медиаграмотности для них. Разработанные компетентными специалистами пособия помогли бы научить детей и подростков правильно «читать» медиа.

Профессор кафедры журналистики НИУ «БелГУ» Александр Короченский уверен: обучать медиаграмотности необходимо начинать уже со средней школы.

«Ни в коем случае нельзя использовать радикальные подходы, устанавливая запреты в виде фильтров, специальных программ. Это тупиковый путь, – полагает Короченский. – На региональном уровне я предлагаю провести курс по информационной культуре учителей и школьников. Чтобы он не имел разовый характер, нужно пойти дальше: ввести медиаобразование в школах».

Чтобы не перегрузить и без того занятых учёбой школьников, дисциплину можно сделать факультативной или частично интегрировать в уже преподаваемые предметы: литературу, историю, географию. Факультатив подойдёт школьникам средних классов. Однако, как предложили участники круглого стола, к изучению аспектов «информационной гигиены» следует привлечь и аудиторию помладше: дошколят и начальную школу.

«Ещё с начальной школы детям нужно объяснить простейшие правила: не выкладывай информацию, где ты живёшь, на своей страничке, не вступай в переписку с человеком, которого не знаешь, не добавляй в друзья неизвестных людей», – отметила Ирина Жилавская.

Завершил круглый стол тренинг для школьников «Сказки о журналистике». На примере ребята увидели, насколько разной зачастую бывает «правда» у журналистов разных медиа.

«Одна и та же информация разнится у разных СМИ. В чём мы сами убедились на практике, описывая по‑разному историю Красной Шапочки. С детства нас учили, что Волк – отрицательный персонаж. Но мастер-класс заставил задуматься, а так ли это? Если написать историю от имени Волка, то получится плачевная ситуация: в лес пришли люди, разогнали лесных зверей, оставив хищников без еды. А мама Красной Шапочки и вовсе не следила за безопасностью дочки и отпустила в дремучий лес одну. Получается, в этой истории нет плохих и хороших?! Каждый из героев найдёт единомышленников. Волка поддержат защитники животных, дровосеков поймут мужчины, с мамой Красной Шапочки согласятся домохозяйки, у которых нет свободной минуты…» – поделилась своими впечатлениями юная участница тренинга Алёна Подмосковная.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×