Спецподготовка и опыт
Офицеры НКВД имели специальную подготовку и в прошлом почти все участвовали в войне с белофиннами и в вооружённых конфликтах на границе. А оперативники из органов милиции обладали боевым опытом, приобретённым в ходе борьбы с бандитизмом. Они умело воевали с частями вермахта и успешно ликвидировали заброшенных в наш тыл диверсантов.
Наркомат внутренних дел сформировал Отдельную мотострелковую бригаду особого назначения, 29 дивизий и Отдельную армию войск НКВД. Эта армия доблестно сражалась с немецко-фашистскими захватчиками на Северном фасе Курской дуги.
Но сегодня речь пойдёт об офицерах НКВД, которые воевали на Южном фасе Курской дуги и участвовали в освобождении Белгородчины. Генерал-майор Александр Степанович Костицын, полковник Николай Афанасьевич Евдокимов, полковник Алексей Фёдорович Фролов, полковник Иван Андреевич Рычков, подполковник Константин Семёнович Грязных и майор Сергей Трофимович Роговой служили в контрразведке Смерш или командовали частями Красной армии.
От Бреста до Прохоровки
Вот как сложилась судьба Александра Костицына. В 1940 году его назначили командиром 132-го отдельного батальона войск НКВД, который дислоцировался в Брестской крепости. Перед самым началом войны капитан Костицын убыл в Москву для сдачи экзаменов в Военной академии имени М.В. Фрунзе – он учился заочно. Война застала комбата Костицына на станции Барановичи. Попасть в Брестскую крепость он не мог. Его бойцы доблестно сражались под руководством других офицеров батальона, принявших на себя командование. Знаменитая надпись на стене Брестской крепости: «Умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!» – принадлежит одному из военнослужащих 132-го отдельного батальона войск НКВД.
В 1943 году Александр Костицын уже в звании генерал-майора командовал 183-й стрелковой дивизией, которая сражалась на Южном фасе Курской дуги. Погиб Александр Степанович 24 июля 1943 года, похоронен в Новом Осколе.
В фондах Центрального архива Министерства обороны хранятся наградные листы генерал-майора Костицына. Вот представление к ордену Красного Знамени от 16 февраля 1943 года:
«Дивизия под его непосредственным руководством показала образцы в выполнении поставленных задач… Успешно продвигаясь вперёд, уничтожая живую силу и технику врага, особенно в наступательных боях по освобождению городов Белгород, Харьков».
А 30 июля 1943 года генерал-майор Костицын был представлен к ордену Отечественной войны I степени – посмертно:
«Поставленная задача перед дивизией – не допустить прорыва противника в район Прохоровки и приостановить его дальнейшее продвижение была выполнена. Дивизия, ведя тяжёлые оборонительные бои, сохранила наступательную силу и, перейдя в контрнаступление, добилась значительных успехов. Успехам дивизии способствовало умелое и спокойное управление частями тов. Костицыным».
Ни одного случая измены Родине
Участник советско-финской войны полковник Алексей Фёдорович Фролов служил в органах НКВД. После создания контрразведки Смерш его назначили на должность начальника отдела Смерш 5-й гвардейской танковой армии.
За период боёв в июле и августе 1943 года возглавляемый им отдел не допустил ни одного случая измены Родине или, выражаясь официально, добровольного перехода военнослужащих 5-й гвардейской танковой армии на сторону врага. Тем самым предотвратил утечку сведений, составляющих государственную и военную тайну. А это численность подразделения, в котором служил перебежчик, вооружение, боеготовность, место дислокации части…
Выдержка из наградного листа о представлении Алексея Фролова к ордену Красного Знамени:
«Полковник Фролов со своим оперативным составом провёл большую работу по очищению армии от трусов, паникёров и антисоветски настроенных лиц.
В период боёв под Белгородом и Харьковом тов. Фролов повседневно бывал в корпусах, бригадах и на примерах учил оперативный состав искусству контрразведывательной работы».
Прадед Героя России
Сергей Трофимович Роговой начал службу в 1938 году в должности оперуполномоченного НКВД Абхазской АССР.
С первых дней войны этот чекист работал в особых отделах Крымского и Северо-Кавказского фронтов. 14 февраля 1943 года его представили к награждению орденом Красной Звезды:
«Тов. Роговой, работая следователем Особого отдела НКВД Черноморской группы войск СК фронта, беспощадно проводит борьбу с контрреволюционным элементом, отдавая все свои силы на укрепление боеспособности Красной армии.
Работая с февраля месяца 1942 года в Особых отделах действующей армии, лично тов. Роговой разоблачил десятки шпионов, предателей и изменников Родины. Все даваемые поручения тов. Роговой выполняет точно, аккуратно и в срок. В боевой обстановке проявил себя стойким и решительным».
В июле 1943 года Сергея Рогового откомандировали на Курскую дугу – в Управление контрразведки Смерш Степного фронта, где назначили на должность старшего следователя.
За добросовестное исполнение обязанностей и проявленное при этом мужество и профессионализм майора Рогового наградили орденом Отечественной войны I степени, орденом Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды и медалью «За оборону Кавказа».
Сергей Трофимович был отважным воином. И его правнук пошёл в своего героического прадеда. Боец Белгородского ОМОНа Вячеслав Воробьёв во время очередной командировки на Северный Кавказ 12 февраля 2009 года участвовал в ликвидации бандгруппы, занявшей частный дом в Юго-Западном районе Назрани. Чтобы обеспечить прохождение штурмовой группы, старший сержант Воробьёв первым проник на территорию домовладения. Там он заметил готовящихся к бою бандитов и открыл по ним огонь, позволив штурмовой группе перегруппироваться и вступить в бой с выгодных позиций. Вячеслав получил тяжёлую контузию и 16 огнестрельных ранений, однако остался жив, продолжил бой и корректировал огонь своих сослуживцев. В результате спецоперации все боевики были уничтожены.
Герой Российской Федерации Вячеслав Михайлович Воробьёв ведёт военно-патриотическую работу с белгородской молодёжью.