Подвешенное состояние
После очень сложного пробуждения ранним утром и долгих пробок я наконец‑то оказалась на пороге школы № 36. Открыв калитку, первым делом увидела толпу детей. Целеустремлённая колонна малышей, класс второй-третий, шла навстречу, как на штурм крепости: хорошо, что удалось вовремя отскочить в сторону. Пока я избегаю лобового столкновения с очередным отрядом, дети с азартом делятся новостями:
«А мне папа купил большой чемодан. Мы скоро поедем отдыхать!» – хвалится товарищу смуглый мальчуган в модной кепке с чёрным козырьком.
«А у меня зато новый телефон!» – не раздумывая, парирует маленький, но явно не робкий мальчишка с тёмно-синим рюкзаком за плечами.
Пропуская мимо себя пёстрые гомонящие ватаги, нахожусь в подвешенном состоянии: как вообще можно управлять этим броуновским движением? Но мои рассуждения прерывает приятный женский голос:
«Мы идём в кино! Пойдёмте с нами!» – зовёт меня старший вожатый лагеря Ирина Клименко.
«Конечно пойдём», – не раздумывая, отвечаю я.
Понять, что в кино пришёл школьный лагерь, легко: детей много, а вот взрослых можно посчитать по пальцам. И пока воспитатели собирают деньги за мультфильм «Колобанга», у стойки с попкорном собирается огромная очередь.
«Здравствуйте! Можно мне, пожалуйста, маленький сок и средний попкорн?» – спрашивает воспитанный мальчишка с яркими веснушками и коротко постриженными рыжими волосами.
«А мне средний «Лэйс» и банку колы», – уверенно пробирается вперёд маленькая девочка с серебристым рюкзаком на плечах и длинными косичками.
Хорошо, что родители не видят, – можно полакомиться всякими вредными вкусняшками.
После оптовой закупки дети отправляются в кинозал. А воспитатели и вожатые наконец‑то спокойно выдыхают. Теперь можно посидеть в тишине.
— Трудно каждый день с ними? – спрашиваю я.
— Ну как вам сказать. Вот когда они были в четвёртом классе, можно было прикрикнуть на них и всё. Они сразу становятся мягкими и покладистыми. А сейчас с ними, уже повзрослевшими, тяжелее. И не прикрикнешь, потому что они уже громче тебя, – отвечает учитель начальных классов Нина Петровна.
Вожатых не испугаешь
«Дети! Кто потерял кепку?» – слышу звонкий голос старшего вожатого.
По сравнению с гулом голосов всех детей, а их более 200, звонкие ноты Ирины Анатольевны теряют свою силу. Кино закончилось, пришло время игр на воздухе. Воздух в нашем случае – просторный школьный двор. Рядом со мной несколько мальчишек задумчиво смотрят вниз – у них под ногами настоящая площадка «Формулы-1» с кольцевой дорогой, собственноручно вычерченной на чернозёме. Пока будущие гонщики готовят игрушечные машины к старту, девочки заняли беседку и устроили свой салон красоты.
«Ай! Не тяни так сильно! Мне же больно», – раздаётся звонкий голосок девчонки, которая наклонила голову вниз, чтобы мастеру было удобно работать.
«Уже заканчиваю. Потерпи», – сурово говорит ровесница-парикмахер, завязывая ярко-розовую резинку на только что заплетённую косу.
Рядом нарисованная восьмёрка. Её нужно ловко объехать на велосипеде, если хочешь попасть на соревнования по ПДД. Спортплощадка: любая игра на твой вкус и цвет. А совсем рядом качели, на которых дети мечтают сделать «солнышко», и горка, где уже выстроилась очередь: давайте, спускайтесь, мы тоже хотим.
«Пойдём играть в футбик!», – Кирилл и Максим из одного отряда, и они уже знают, чем будут сейчас заниматься.
Пока пытаюсь посчитать своих детей, отчётливо слышу мягкий голосок, обращённый ко мне:
«Давайте вы будете с нами! – предлагает мне Аня из шестого отряда, – Мы сейчас в библиотеку пойдём».
«Я уже закреплена за восьмым, но в следующий раз обязательно пойду с вами», – отвечаю этой милой кареглазой девочке, которая уже тянет ко мне свои маленькие ручки.
Вожатой быть не всегда легко, но это очень интересно. Пообщавшись с детьми, поняла, что многие из них уже имеют свой взгляд на вещи, а некоторые уже даже задумываются о будущем.
Дети здесь другие
Ребята из старших отрядов весело гоняют мяч по футбольному полю. «Забивай! Забивай, я тебе говорю!» – кричит Максим нападающему. И вот благодаря удару пацана в голубой футболке мяч попадает в ворота.
«В лагере мы постоянно развлекаемся, это же не школа. Играем в футбол, настольный теннис, ходим в кино. Вчера у нас был День Нептуна, завтра цирк. Скучать не приходится. После школы я обычно уезжаю в другой город на всё лето и поэтому сейчас хочу побыть со своими друзьями здесь, в лагере», – говорит Максим Моторикин.
И пока на футбольной площадке разносится громкое «Ура!», на баскетбольной захватывают чужое знамя.
— Так. Вы остаётесь оборонять, а мы пойдём на захват. Всё понятно?
— Понятно, – раздаётся многоголосие.
Четверо отважных, среди которых и одна рыжеволосая девчонка, готовы ринуться вперёд. Рыжая решила провести отвлекающий манёвр: бежит прямо на защитников и, попав в плен, начинает показывать язык капитану вражеской команды. Пока противник парализован этими гримасами, Димка из восьмого отряда проносится по бровке площадки в тыл, хватает заветное знамя и через секунду уже машет им над головой. Крики радости, даже малыши выглянули из тенька узнать, что же случилось.
«Знамя наше!» – орёт Димка, пытаясь отдышаться после напряжённого захвата.
«Дети здесь другие. Они не ходят в школьной форме и не бегут по звонку на урок. У них нет мыслей о том, что учитель спросит новое правило или проверит домашнее задание, выполненное наполовину. Здесь они свободны», – говорит директор школьного лагеря Любовь Бойченко.
И с этим трудно не согласиться.