Мочи, валяй
Изготовлением традиционных шапок, которые носили простые русские мужики несколько столетий назад, Банникова занимается всего год. Да и увлечение это, можно сказать, случайное. Искала в Интернете что‑нибудь новенькое и увидела это чудо – мурмолку.
«Так меня впечатлила эта шапка. Решила попробовать. Опыта войлоковаляния у меня предостаточно, но сделать такое было поначалу не очень просто, – рассказывает мастерица. – Сумочки, шарфики – без проблем. А тут пришлось потрудиться».
Для начала потребовалась болванка. И её нашли среди экспонатов Старооскольского дома ремёсел, где и работает Татьяна Яковлевна. Очень подошла для этого дела старая плетёная ваза из лозы.
«Тщательно обмотала вазу плёнкой в несколько слоёв, не могла же я испортить музейный экспонат, использовала ведь технологию мокрого валяния. Она довольна простая. На болванку, – делится опытом мастер, – накладывается расправленная в тонкое полотно шерсть в несколько слоёв. Заготовка смачивается водой и хозяйственным мылом. Ни в коем случае нельзя пользоваться шампунями и другими средствами. Шерсть хорошо трётся руками и прижимается к болванке, и так накладывается до семи слоёв. Чем тоньше слой шерсти, тем качественней изделие».
Важно хорошо прижимать шерсть к болванке, чтобы не было прогалин. Потом шапка сушится, и, пожалуйста, можно надевать. Получается она тёплая и лёгкая.
«Вся технология, по сути, состоит из двух действий: мочи и валяй», – смеётся Банникова.
Черепенники или грешневики?
В коллекции мастера почти 20 шапок. И все они сделаны по старинным фотографиям. Простой народ особенно не следовал моде. Важно, чтобы было удобно, тепло и дёшево. В деревнях российских губерний шапки валяли из любой шерсти, что была в хозяйстве.
Среди бедноты пользовались спросом грешневики, или черепенники, головные уборы цилиндрической формы с небольшими полями.
«Они похожи на пирог с гречневой кашей. А вот столичные торговцы в XIX веке предпочитали шапки-ушанки. Здесь нужно проявить немного фантазии, чтобы к основной форме добавить «уши», – рассказывает Татьяна Яковлевна.
Можно свалять всё что угодно, в скором времени мастерица думает замахнуться на войлочный зипун или что‑то подобное из верхней одежды.
«Технология та же. Выкройка нужна плоская, чтобы получилось изделие без швов. Для этого надо найти большое пространство, хотя бы на полу. Ведь первоначально шерсти берётся по площади на 30 % больше, чем само изделие, в процессе валяния происходит сильная усадка», – объясняет мастер.
Шерсть овечью закупают на фабрике в Воронежской области. Она не очень дорогая. Килограмм немытой шерсти стоит 350 рублей, мытой и чёсаной – 700. Мешка хватает надолго.
Есть ли спрос на столь экзотичный товар, интересуюсь у мастерицы.
«Недавно на фестивале «Лето красное» в Холках мужчина долго примеривался к мурмолке. Правда, надел её сперва задом наперёд, разрез должен быть спереди. Такой головной убор носили русские царевичи. Помните, Царевича и Серого волка. Они были пошиты из парчи, отвороты пристёгивались драгоценными камнями. Но и простой люд тоже баловал себя такими же моделями, только из войлока», – говорит Банникова.
Мурмолку новоявленный царевич купил всего за 1 000 рублей. Солнышко припекало, и шапка ему, видно, пригодилась, весь фестиваль мурмолка мелькала то здесь, то там, вспомнила мастерица.