Боевой офицер, за плечами которого более десятка командировок на Северный Кавказ, кавалер двух орденов Мужества, медали «За отвагу» и медали ордена «За заслуги перед Отечеством», добился снижения смертности на дорогах области более чем на треть. И это при ежегодном увеличении количества транспорта. Как удалось достичь такого результата? Что главное в службе Госавтоинспекции? Каким должен быть идеальный инспектор ГИБДД? Об этом и многом другом Николай Викторович Смоляков рассказал в своём интервью.
Мы третьи в стране
— Николай Викторович, благодаря чему уменьшается количество дорожно-транспортных происшествий и гибели людей на наших дорогах?
— Благодаря комплексу мер, взаимодействию со всеми структурами, активной пропаганде снижение количества ДТП, а также погибших и пострадавших у нас идёт неуклонно. Если мы в предыдущие годы имели количество погибших за 200 человек, то в прошлом году вышли на уровень 163 человека. Перешагнули важный рубеж. Это даётся, конечно, тяжело, потому что произошло сокращение личного состава Госавтоинспекции. Но мы ищем формы и методы, чтобы удержать обстановку на должном уровне.
— Какое место мы занимаем в России по безопасности дорожного движения?
— Показатели и по ДТП, и по пострадавшим в Белгородской области всегда ниже, чем в среднем по России и по ЦФО. Если брать рейтинги – то по количеству ДТП и погибших на тысячу населения мы третьи в стране. Два региона нас обошли. Но мы стараемся не за рейтингами гнаться, а обеспечить безопасность. И сохранение каждой жизни для нас важнее, чем показатели.
— Недавно я говорил с дальнобойщиками, и те, перечисляя регионы и рассказывая о полицейских, сказали, что белгородские «гаишники» молодцы.
— Их характеристика достаточно лестна. Дальнобойщики живут дорогой. Они своего рода индикатор для нашей службы. Особенность у нас есть – мы белгородские. А у нас вся область по‑своему уникальна: развивается быстро, многие проблемы решаются. Поэтому мы не можем отставать от развития всей области.
— Насколько взаимодействие с другими госструктурами важно для обеспечения безопасности дорожного движения?
— Оно бесценно. Мы давно ушли с пути только наказания и принятия драконовских мер. Нет такого, что мы выявили недоработки, наказали и забыли. Такой путь для нас неприемлем. Потому что общение и взаимодействие всегда приносит больше, чем ультиматумы и поиск крайнего.
У нас очень тесное взаимодействие с администрацией области по вопросу технического обустройства уличной дорожной сети. Очень комфортные условия работы с Управлением автомобильных дорог Белгородской области. Правительство области разработало программу по снижению смертности на автомобильных дорогах региона почти на 30 %. И этих показателей мы уже добились. Регион делает огромные вложения в обустройство дорожно-уличной сети. Мы, в свою очередь, раз в неделю–две анализируем все ДТП, и если они происходили по причине дорожных условий, готовим соответствующие рекомендации. И сообща находим решение: где барьерное ограждение поставить, где пешеходный переход или опору освещения.
В лучшую сторону
— Какие цели вы ставите перед собой?
— Мы стремимся к нулевой смертности на наших дорогах. И это не фантастика. Мы совместно изучаем опыт Швеции и других европейских стран, где очень низкая смертность. Я считаю, что у нас в области есть все условия для того, чтобы мы в недалёком будущем начали реализацию этой цели.
— И что для этого нужно?
— Первое – это финансы на обустройство улично-дорожной сети. А второе – это воспитание культуры поведения на дорогах – как водителей, так и пешеходов. Поэтому мы развиваем кадетское движение. Проводим много профилактических мероприятий. Наш отдел пропаганды заслуженно считается одним из лучших в России. Меры, которые мы принимаем совместно с администрацией области, обязательно принесут результат.
— Госавтоинспекция за последнее время изменилась сильно. Камеры видеорегистраторов у сотрудников, диктофоны, новые требования. А меняются ли водители? И если меняются, то в какую сторону?
— Меняются – и в лучшую сторону. И главным критерием этого является то, что мы перестаём видеть друг в друге противников. И инспектор, и водитель – участники дорожного движения. Мы должны быть партнёрами. Водители должны нам оказывать помощь, а мы должны делать всё, чтобы у всех участников были комфортные условия дорожного движения. При этом меняются не только водители, но и всё общество. У нас огромное количество обращений граждан в Интернете и по телефонам. Не было такого никогда. Что особенно радует – явное пренебрежение Правилами дорожного движения со стороны отдельных водителей вызывает у людей негодование. И своими обращениями граждане очень помогают в наведении порядка на дорогах.
— Наш регион постоянно принимает участие в федеральных программах «Дистанция», «Пешеходный переход», «Повод для обгона»… Участие в этих программах обязательное либо это наша инициатива?
— Участие необязательное. И не все регионы принимают в программах участие. Но мы всегда стараемся попасть в список регионов, где проходят такие кампании по безопасности дорожного движения. Потому что участие в таких программах – это не только широкий общественный охват, но и дискуссионные площадки, где вырабатываются новые методы. Плюс огромный опыт работы с населением.
Вникаем в ситуацию
— Николай Викторович, вы в должности уже восемь лет. Что считаете своей главной заслугой?
— Кроме снижения смертности на дорогах, о которой я уже говорил, самой главной своей заслугой считаю то, что удалось сохранить коллектив профессионалов, сохранить преемственность. Мне повезло: я работаю с очень неравнодушными людьми. Ни у одного из работников я не увидел безразличия. Сотрудники всегда приходят с какими‑то предложениями, новшествами. Находят положительный опыт из других регионов и стран и предлагают внедрить это у нас.
— Каким вы видите идеального инспектора?
— В первую очередь профессионалом. И человеком. Это основное желание. Потому что каждая ситуация индивидуальна. Где‑то нужно действовать жёстко и принципиально. А где‑то можно ограничиться предупреждением. Вот, например, ребёнок на велосипеде попал в ДТП. По идее, нужно привлечь родителей за ненадлежащее воспитание. Но мы всегда вникаем в ситуацию. А если там одна мама и у неё трое детей? И алиментов нет. И ей, чтобы детей прокормить, нужно на двух работах работать, а мы на неё ещё и штраф наложим. Конечно, она где‑то не успевает и где‑то недоглядела. Но разве в этом её вина?
— Водители, пытаясь избежать ответственности, оказывают неповиновение инспекторам ГИБДД. Есть даже случаи нападения на полицейских…
— К сожалению, есть такая проблема. Но если водитель ведёт себя агрессивно и неадекватно, то нужно действовать жёстко и в рамках закона. Это как раз часть профессионализма. Инспектор обязан быть выдержанным, не позволять себе ответной грубости. У инспектора достаточно законных рычагов, чтобы поставить на место зарвавшихся деятелей и привести их в чувство.
И вообще, такие ситуации недопустимы. Ведь нападают не на Иванова либо Петрова, а на представителя государства, требующего выполнять законы страны. Если гражданин считает, что сотрудник не прав – обращайтесь к его начальству, в Следственный комитет, в прокуратуру, в суд. Инстанций предостаточно. Но всё должно быть в рамках законодательства. Потому мне как руководителю хотелось бы, чтобы меры за нападение на сотрудника были жёсткие.
— Какие нарушения ПДД вы не простили бы даже близкому человеку?
— Управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. У нас этот год начался со страшного ДТП в Чернянском районе. Пьяный водитель сбил насмерть бабушку и внучку. Маленький ребёнок ещё в жизни не увидел ничего… Да, водителя осудят, он отсидит. Но жизнь этим не вернёшь…