У неё более 200 научных работ. При этом теория надёжно подкреплена практикой: авторские программы «Играйте на здоровье», «Выходи играть во двор» работают в более чем половине детсадов Белгородчины, широко используются в других регионах России.
Без движения
— Людмила Николаевна, многие родители не сомневаются, что купить в первую очередь ребёнку – мяч или развивающую игру. Конечно, игру. Вы делаете акцент на физическое развитие ребёнка. Разве это в наше время главное?
— Память, воображение, логика, креативность нынешних детей развиты намного хуже, чем у их сверстников ещё несколько лет назад. Об этом говорят исследования Российской академии образования. А ведь родители и детсады вкладывают немало средств, чтобы дети занимались играми, развивающими мышление.
Ничего неожиданного здесь нет. В развивающих играх ребёнок, как правило, в одиночестве работает в заданной среде. Возможности двигаться, быть на свежем воздухе, общаться со сверстниками нет. Потеря в движениях в этом возрасте – это потеря в развитии, знаниях, здоровье. Нынешние дети биологическую потребность в движении реализуют только на 60 процентов.
— Почему дети раньше двигались больше? Ведь не только гаджеты, которые сейчас обвиняют во всём, тому причина?
— Изменилось отношение взрослых к физическому воспитанию ребёнка. Родители, образовательные учреждения стараются выполнять социальную функцию, готовят детей к взрослой жизни. Чем детям предлагают заняться на каникулах? Школа иностранных языков, проектная, инжиниринговая. А где школы плавания, лыжной подготовки, туризма? И если питанию уделяют самое пристальное внимание, то нормативы двигательной активности исчезли из государственной образовательной программы и СанПиН.
А ведь они в этих документах были. Как результат: у 40 процентов дошкольников развитие двигательных способностей ниже возрастной нормы.
И ещё одна печальная особенность нашего времени – дети разучились играть. А ведь в подвижных играх ребёнок получает уникальную возможность проявить активность и творчество, реализоваться и утвердить себя, радоваться и переживать.
Научиться играть
— Зато сейчас стало больше спортивных секций, и дети там общаются…
— В педагогике есть такое понятие – школа произвольного поведения. Это независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Без самостоятельной игры этих навыков не приобрести, ничто другое её не заменит.
Сегодня дети не умеют играть. Дворовые сообщества, которые передавали информацию от старших к младшим, исчезли, родители, играющие с детьми во дворе, – редкость. Детям нужно помочь, и мы это делаем с помощью авторской программы «Играйте на здоровье», приобщающей детей к спорту. Уже 17 лет как программу успешно внедряют многие детские сады области. Каждые два месяца в течение года дети изучают подвижные игры и игровые упражнения со спортивными элементами.
Я как учёный разрабатывала концепцию, принципы, теоретические основы этой программы. Мои соавторы – инструкторы физкультуры дошкольных учреждений Белгорода – создавали авторские игры и упражнения. Программу рекомендовали на федеральном уровне, она получила распространение в Курской, Липецкой областях, Поволжье, Екатеринбурге, Якутии. Специалисты из разных регионов, в том числе и из Москвы, Санкт-Петербурга, приезжают к нам за опытом. В этом году наш опыт физического воспитания дошкольников получил положительную оценку на V Международном московском салоне образования на ВДНХ.
— Но тем не менее сегодня вы активно занимаетесь внедрением другой авторской программы?
— Программа «Играйте на здоровье» требует инструктора по физкультуре и определённой материальной базы, что бывает не всегда. Поэтому наш коллектив разработал программу «Выходи играть во двор», для которой достаточно компетенций педагога дошкольного образования, материальная среда упрощена, задания легко могут выполнить дети с разным уровнем физической подготовки. В её создании принимали участие лучшие инструкторы по физической культуре. Ребёнок получает навыки, которые можно применить в своём дворе без помощи взрослых.
И зимой и летом
— Как в летние дни ваши воспитанники проводят время?
— Мы старались, чтобы большинство занятий проходило на улице, в любое время года. Летом это брызгалки, скакалки, бадминтон. Зимой – лыжи, санки. Весной – игры родного края и множество упражнений с разного вида мячами. Осень – городки, любимые игры бабушек и дедушек. А когда оборудования не хватает, в ход идёт то, что лежит под ногами, – шишки, жёлуди, каштаны. Можно из них выкладывать дорожки, полоски, перепрыгивать, метать их. Это и массаж, и развитие мелкой моторики, и координация движений.
Часто на занятиях разновозрастные группы детсадовцев объединяются. Психологи уповают на то, что взрослые должны учить детей играть, но это не выход. Всегда детей младших учили играть старшие, поэтому в детских садах мы стараемся воссоздать взаимодействие разных возрастов.
— Над чем сейчас вы работаете?
— На спортивных занятиях детям с ограниченными возможностями приходится нелегко. С нового учебного года детсады начнут внедрять адаптированные программы физического развития для детей с тяжёлыми нарушениями речи, зрения, задержкой психического развития. Наша авторская группа разрабатывает проект обучения спортивным играм двигательно одарённых детей.
Много времени занимает преподавательская деятельность. Сегодня в НИУ «БелГУ» открыли новое научное направление: «физическое воспитание в системе дошкольного и общего образования», создают научную школу, связанную с игровыми программами и технологиями. Я надеюсь, что наши выпускники изменят практику физического воспитания детей.