Движение и передвижение
— Наталья Михайловна, как давно вы используете велосипед в качестве транспорта?
— С 2012 года, получается уже шесть лет. Мне захотелось быть более мобильной. И это круто, это настроение, дело даже не в спорте, а в том, что мой образ жизни стал более здоровым благодаря велосипеду.
— Почему именно велосипед?
— Велосипед более практичное средство передвижения, чем, например, самокат. Ты же не поедешь на самокате на 20 километров? И более дешёвое, чем автомобиль. К тому же велосипед – не только спорт, не только движение, но и передвижение. И в этом смысле велосипед лучше, чем машина, и лучше, чем самокат.
— Но самокат можно прокатить или пронести в руках, он легче, а велосипед просто так не понесёшь…
— Но ты ведь не поедешь на самокате в Маслову Пристань – посидеть на берегу реки? А на велосипеде можешь. Самое большое расстояние, которое я проезжала, – 50 километров. Это не так много, обычный ходовой день для велопохода – это километров 80, даже больше. Я проезжаю 50 километров где‑то за 3,5 часа. Но это не непрерывное кручение педалей, это с отдыхом, потому что у нас не очень ровный рельеф. Но такие поездки – это очень хорошая практика. И чувствуешь себя прекрасно, особенно после того, как отдохнул.
— С какого времени года, или сезона, вы начинаете ездить на велосипеде?
— По снегу ездить не хочется, потому что скользко и холодно. Но самое страшное, на самом деле, это ветер. Когда он очень сильный и дует тебе в лицо, а ты ещё и едешь на скорости, то неприятные ощущения усиливаются в несколько раз. Удовольствия никакого. Хотя если зима сухая, то можно и прокатиться, но надо одеваться по погоде. Очень хорошо, что существует специальная одежда для дождливой и грязной погоды. В силу специфики моей работы я должна присутствовать во многих серьёзных местах и не всегда могу быть на работе в спортивной одежде. Поэтому у меня на работе есть шкаф с костюмами и платьями.
— Белгород подходит для велосипедистов?
— Конечно, подходит. Белгород небольшой, и поэтому передвигаться на велосипеде вполне удобно. Я знаю многих людей, которые ездят на работу на велосипеде. Причем не так, как я – у них другие условия. Я живу на улице Шершнёва, три километра – и я на работе. При этом проезжаешь два парка и тебе так хорошо, и настроение хорошее. А некоторые ездят на Крейду, в район Сосновки, в Северный… Но велосипед в такую погоду, как сейчас, – это прекрасно.
Вместо фитнеса
— Вы участвуете в велокроссах?
— Нет, я человек не спортивный, просто мне нравится велосипед. Я осознаю свою ограниченность в спорте, никогда, наверное, не буду соревноваться, потому что этим нужно регулярно заниматься. Кстати, езда на велосипеде – это такой ненавязчивый фитнес, а фитнес в чистом виде мне, честно говоря, не очень понятен. Я человек практичный, на велосипеде ты едешь куда‑то по делам, а приобретаешь плюсы к своему здоровью. А на какие‑то конкретные тренировки мне скучно ходить.
— Вы больше ездите по тротуару или по проезжей части?
— Иногда бывают такие тротуары и такие велодорожки, что безопаснее проехать по проезжей части. У нас многие дорожки сделаны как будто вручную, из‑за этого на них неудобно ездить. Иногда безопаснее выехать на трассу, естественно, соблюдая Правила дорожного движения. Но, конечно, я езжу и по тротуарам, это бывает очень удобно. Если ехать аккуратно, то всё будет хорошо, у меня пока не было никаких недоразумений с прохожими. Должно быть взаимоуважение – и между пешеходами, и между велосипедистами, и между водителями, это всех касается.
— Что самое главное для велосипедиста?
— Не бояться ехать на велосипеде – это самое важное. Крутить педали, быть внимательным и радоваться велосипеду, беречь его, потому что, к сожалению, крадут. И с пониманием относиться к полиции, которая подходит переписывать номера. Меня часто останавливают, чтобы удостовериться, что это мой велосипед, я спокойно к этому отношусь.
— Где вы паркуете велосипед?
— Свой я оставляю на работе по той причине, что нет охраняемых или хотя бы наблюдаемых парковок.
— После зимы сложно снова привыкать к велосипеду?
— С каждым годом все легче и легче, уже ноги помнят, мышцы не болят.
Плюсы и минусы
— Какие плюсы езды на работу на велосипеде?
— Ты и едешь на работу, и гуляешь, ты выбираешь удобный маршрут, особенно приятно, когда все стоят в пробке, а ты хоп – и быстро доехал. Я всегда знаю, что я доеду до работы за 15 минут, с работы за 20 – потому что немного в гору. Я ни от чего не завишу – я могу остановиться, я могу быстро съездить по своим делам в центре, и в этом случае велосипед гораздо удобнее и практичнее общественного транспорта. К тому же это неплохая физическая нагрузка.
— Погода сильно влияет на ваши поездки?
— Если очень грязно, то я оставляю велосипед на работе или дома – как получится. Грязь, дождь, бывает, сил нет никаких. А иногда появляется некий задор или азарт, и хочется проехаться на велосипеде под дождём, но это чаще всего летом. Велосипеду дождь не страшен, мороз для него гораздо хуже.
— Какие минусы езды на работу на велосипеде?
— Минусы – если человек далеко живёт, тогда это просто не очень удобно. Минусы начинаются тогда, когда ты относишься к этому как к обязательству: «Я упёртый велосипедист, я обязан ехать всегда, несмотря ни на что». Никто никому ничем не обязан: хочешь проехаться на велосипеде – езжай, а нет так нет. Я не могу всем рекомендовать ездить на велосипеде, я понимаю, что не у всех есть такая возможность. Некоторым надо сначала детей отвезти в школу, а уже потом – на работу.
— У вас были поломки?
— Если пробито колесо, то надо заклеивать или менять. Для меня это форс-мажор. Но некоторые справляются самостоятельно за полчаса.
— А как относитесь к четырёхколёсному транспорту?
— На автобусе я стараюсь не ездить – я их не люблю. Маршрутки, на мой взгляд, это очень неудобно, это тесно, это жарко, это долго, это ужасно. Я зимой часто хожу пешком. А со своим автомобилем ты нередко стоишь в пробке. Мы с мужем отказались от личного автомобиля, на самом деле выгоднее и удобнее такси, но опять же – это по нашим потребностям, у других людей они другие, и я не могу им ничего рекомендовать.
— Нужен какой‑то определённый велосипед?
— В нашем городе, к сожалению, нужен горный велосипед, потому что городской уместен не везде. Он просто удобнее. Но если деньги и место есть, то можно иметь разные велосипеды на разные нужды. У шоссейного велосипеда колеса тонкие, на них особо не попрыгаешь ни по бордюрам, ни по ухабам. Он только для прямой и ровной дороги, а у нас разное бывает, поэтому можно иметь один универсальный велосипед. У меня горный велосипед, 24 скорости, и для такой жизни, как у меня, этого вполне достаточно.
— Много людей, которые ездят на работу на велосипеде?
— Есть такие, муж мой, например. У нас как минимум два человека в коллективе ездят на велосипеде. Мы зарегистрировались в акции «На работу на велосипеде», это символическая регистрация, она ни к чему не обязывает, мы вот ездим на работу на велосипеде без акций.