«Конфеты в зоне не есть!»
Весенний день можно было бы назвать тёплым, если бы не пронизывающий ветер, гуляющий над полем. Пахнет сгоревшим порохом. Площадка, вытоптанная в траве в паре сотен метров от ближайших домиков, размечена с помощью ленты на пять прямоугольных зон. В каждой из них вертикально установлены пусковые устройства – металлические направляющие. Около них возятся юные спортсмены: одни проверяют контакты, другие устанавливают ракеты – красные, белые, жёлтые. Один из парней в последний раз оглядывает установку, удовлетворённо кивает головой, отходит к стартовой черте и поднимает руку.
— Вторая зона готова? Три, два, один, пуск! – объявляет в микрофон судья. Парень нажимает кнопку на небольшом пульте. Раздаётся резкое шипение, и ракета, оставляя за собой шлейф белого дыма, взмывает в небо. Судьи смотрят ей вслед, внимательно наблюдая, сгорел ли замедлитель и сработала ли система спасения ракеты. В синем майском небе раздаётся хлопок: головной обтекатель ракеты отстреливается от корпуса, вытягивая за собой яркую длинную ленту, на которой снаряд неспешно начинает спускаться.
— Норма! – выдаёт краткий вердикт судья, а юный спортсмен тем временем уже бежит по полю вслед за приземляющейся ракетой.
— Четвёртая зона готова? – судья замечает ещё одну поднятую руку. – Три, два, один, пуск!
И… ничего не происходит. Ракета остаётся на месте, словно это просто яркое украшение стартового устройства. Через десять секунд судья даёт команду «Отбой», и хозяин не сработавшего снаряда бредёт выяснять, что же пошло не так. Видимо, из‑за нервов, на ходу разворачивает конфету.
— Конфеты в зоне не есть! – полушутя-полусерьёзно говорит второй судья. Все смеются.
Почти чемпионат России
Директор новооскольской станции юных техников, мастер спорта международного класса по ракетомодельному спорту Виталий Майборода в палатке готовит двигатели для моделей: с помощью сверла вручную аккуратно прокручивает в картонном корпусе отверстие и специальной мерной ложечкой засыпает туда вышибной заряд. Все двигатели полностью идентичны, они обеспечивают одинаковый импульс для всех ракет и, соответственно, ставят в равные условия всех спортсменов.
«На три тура в двух классах моделей участникам соревнований понадобится более 400 двигателей, – не отрываясь от работы, рассказывает Майборода. – У нас сегодня настоящий аншлаг – более 70 спортсменов будут стартовать. Это очень хорошо для областных соревнований. Для сравнения: на чемпионаты России приезжает по 70–80 ракетомоделистов. Так что в нашей области ракетомодельный спорт ещё жив. А вот во многих других областях уже и не помнят, что такой спорт когда‑то у них был…»
Всего в Ниновку приехали 12 команд из Белгорода, Старого Оскола, Губкина, Алексеевки, Волоконовки, Нового Оскола, Валуек, Чернянки и Белгородского района. Соревнуются в двух классах: S4A (модели ракетопланов на продолжительность полёта) и S6A (модели ракет на продолжительность полёта с лентой). Правила просты: модель взлетает, на высоте срабатывает система спасения – у ракетопланов раскрываются крылья, у ракет – выбрасывается тормозная лента. Но есть нюансы.
— Три, два, один, пуск! – звучит команда судьи. Ракета с шипением сходит с пусковой установки, но вместо того, чтобы лететь вертикально вверх, начинает выписывать кульбиты у самой земли.
— Воздух! – предупреждает в мегафон судья, и все инстинктивно пригибают головы. Ракета, закончив «пляску», падает в 30 метрах от старта. Уже на земле следует хлопок, и из корпуса, словно конфетти, выпадает тормозная лента.
— Ух, как её разворошило… – комментируют фиаско соперники.
— Ноль! – объявляет итог судья и поясняет очевидную причину «бублика»: – Небезопасный взлёт.
— Будешь знать, как криво стабилизаторы приклеивать! – посмеивается руководитель команды над неудачливым спортсменом.
Ноль можно получить за «выход из конуса» – это когда ракета взлетает не вертикально, а под большим углом. «Бублик» поставят и за перехлёст, если тормозная лента, выйдя из корпуса в воздухе, запутается в стропах. Также ничего не получит спортсмен, у которого тормозная система вообще не сработала, а ракета под выкрики «Воздух!» воткнулась в землю.
Триумфы и трагедии на стартовом столе
В самый разгар соревнований старты следуют один за другим – ракеты взлетают каждые 30–40 секунд. Запах сгоревшего пороха, несмотря на ветер, повисает над стартовой площадкой, пропитывает одежду. Спортсмены поливают траву вокруг стартовых устройств, чтобы, не дай бог, ничего не загорелось. Для этого в каждой зоне старта лежит полная бутылка воды.
В какой‑то момент поле заполняется спортсменами, которые отправились вслед за своими улетевшими ракетами. Вот два парня лет по 12 бегут рядом – их ракеты стартовали с разных зон почти одновременно. Один в тёмно-синей манишке Старооскольского центра технического творчества, другой – в красной футболке без опознавательных знаков. Словно Монтекки и Капулетти, они оглядываются друг на друга, соревнуясь не только в ракетах, но и в беге по пересечённой местности. Хотя это на оценку не влияет.
Кто‑то возвращается с найденным снарядом, а кто‑то – с пустыми руками.
— Я каждый сантиметр обыскал – нет там ракетоплана! – оправдывается мальчишка. Спустя полчаса ракетоплан в пятидесяти метрах от старта находит автор этих строк, отошедший поговорить по телефону.
— Николай Алексеевич, мы нашли ракету! – весело рапортует девочка в жёлтой футболке.
— Полина, ну что вы идёте через зону старта! Так же нельзя! Ты же не в первый раз на соревнованиях, а вот напарник твой сегодня стартовал впервые. Покажи ему, как надо! – отвечает наставник, кивая на совсем юного ракетомоделиста.
Триумфы и трагедии – здесь всё рядом, как в любом спорте. У одних ракеты взмывают одна за другой, у соседей – отказ за отказом. Меняют и аккумулятор, и провод, ведущий к воспламенителю, и саму ракету – всё тщетно. Наконец, неисправность найдена, ракета взлетает и… перехлёст, а значит, ноль. Вторая попытка – и снова перехлёст. Не везёт так не везёт.
Первое место в командном зачёте досталось ракетомоделистам Новооскольского района, второе завоевали спортсмены Центра технологического образования и детского творчества из Белгорода, третье – воспитанники старооскольского Центра детского технического творчества № 1.