Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
24 мая 2018, 15:03
 Подготовила Анна Кущенко 1631

Ад – это тьма и удаление от Бога

Ад – это тьма и удаление от Бога Протоиерей Василий (Сергиенко)
  • Подготовила Анна Кущенко

На вопросы читателей «Белгородской правды» отвечает настоятель белгородского храма преподобного Сергия Радонежского протоиерей Василий (Сергиенко).

Как была устроена жизнь православного христианина в советское время?

«Могу рассказать про себя. Я вырос в православной семье. Папа – священник, брат старший – тоже. Помню период своего детства – 70 – 80-е годы – ни брат мой, ни сёстры не вступали в октябрята и были изгоями. Сложное время. В школе унижали, срывали крестик на физкультуре. Каждый православный и более-менее воцерковлённый человек был на заметке. Работала специальная служба – отдел комитета госбезопасности, контролировавший церковь (а по сути – боровшийся с религией)».

В моём личном архиве есть старый пожелтевший документ – справка, дающая разрешение служить. Меня вызвали к уполномоченному по делам религии и сказали: «Не смейте на улицу выходить в духовной одежде. Если мы увидим, что вы общаетесь с молодёжью, мы у вас эту справку изымем, и вы нигде не сможете служить». Притеснения были. И ещё какие. Вербовали даже среди духовенства, чтобы иметь там «своих людей». И меня пытались вербовать, предлагали, но безуспешно – моего прадедушку ведь замучили за веру православную. Согласиться на такие предложения? Ну уж нет. Прадедушку забрали по доносу в 1938 году– ночью «воронок» подъехал. Арестовали за то, что у него дома была Библия. Он был церковным старостой.

В советское время за то, что покрестил ребёнка, можно было, например, лишиться места в очереди на квартиру. Помню одного очень воцерковлённого человека, который проповедовал о Боге, не боялся громко говорить об этом. Подъехал «вороночек»– и пропал человек. Через месяц–полтора я увидел его, но он был уже совсем другим: стал «овощем». Накололи его чем‑то специальным. Вот такие вещи были. И я их реальный очевидец.

Правилом было закрывать храмы. Даже если писали: «Разрешаю», в реальности делали всё, чтобы закрыть. Когда мы шли на Пасху в Троице-Сергиеву лавру, возле огромной арки стояли человек 200 активис-тов, они не пускали людей. Был своеобразный фильтр такой. Но я каждый раз прорывался. Хватали, сажали верующих в автобус, вывозили за 30 км от лавры и выпускали. А ведь это было посреди ночи. Кого знали – ставили на заметочку.

Но прошло время, всё изменилось. Конечно, в советские годы многое было запущено в духовной сфере. Сейчас мы стараемся это изменить.

Что такое рай и ад в православном понимании?

«Помню, в школе меня вызывали к доске и издевательски говорили: «Расскажи, как там Боженька в аду будет грешников на сковородке жарить?». Конечно, не об этом речь. А о том, что каждый человек, живущий на земле, умрёт. Впереди ждёт его жизнь вечная. Здесь жизнь временная, и она очень быстро проходит. Известный богослов Алексей Ильич Осипов сравнивает нашу краткую жизнь с тем, как на точиле точат нож: искорки вылетают и мгновенно гаснут. Вот это наша жизнь. Но зёрнышко, когда его кладут в землю, должно умереть для того, чтобы дать плод. Так и человек после грехопадения первых людей Адама и Евы стал умирать».

Все люди, которые умирали, шли в ад, независимо от того, праведниками они были или грешниками. Но праведники шли в особое место – Авраамово лоно. Когда Адам не раскаялся, Господь произнёс проклятия, но в то же время сказал, что «семя жены сотрёт главу змия». Он говорил о том, что в мир придёт Спаситель. Христос родился, жил среди нас, явился после Воскресения ученикам – это всё говорит о том, что есть мир видимый и мир невидимый. Есть жизнь временная и жизнь вечная.

В вечной жизни два состояния: состояние райского блаженства со святыми, с Богом и состояние вечного мучения, которому никогда не будет конца. Ад – состояние мучения. И мучения даже не физического, а подобного тому, когда человек сделал какой‑то страшный поступок. Например, рассказал тайну, изменил, украл, и совесть его жжёт. Он думает, что на него все смотрят, переживает – как я теперь буду жить? Это состояние увеличьте многократно. Это томление, тоска, уныние, безысходность, теснота, тьма и удаление от Бога. Вот это адское состояние по учению церкви.

А рай – состояние блаженства. Даже когда мы с людьми хорошими общаемся, у нас на душе становится светло, хоть до этого могло быть плохо. А это святые. А это сам Господь, Божья Матерь, ангелы. Рай – мес‑то особого присутствия Божия. Где находится рай и где ад? Есть разные толкования. Главное, они есть, а где именно – это уже дело Господа.

Икона, изображающая Страшный суд
Икона, изображающая Страшный суд

Могут ли объединиться православные и католики?

«Да, в любой момент, но если католики отрекутся от искажений, которые они допустили. В 1054 году на Соборе они начали вводить новые догматы, и их теперь уже целый ряд набрался. Например, филиокве (добавление к латинскому переводу Никео-Константинопольского символа веры, принятое Западной (Римской) церковью в XI веке в догмате о Троице. – Ред.). Они добавили, что Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но от Отца и Сына. Или же непогрешимость Папы Римского. Вплоть до того, что он иногда может отменить догматы, дарованные нам самим Господом. И так далее».

Если католики откажутся от этих позиций, то объединение возможно. До 1054 года мы и были одним целым. Но очень сомневаюсь, что католики на это пойдут. Мы же не должны отступать от своих позиций: ведь наша вера православная – кафолическая. И сохраняется неизменной до сего дня (не считая некоторых нюансов). Мы знаем, что были исторические попытки объединения – унии. Но, к сожалению, их мотивы заключались в стремлении к власти, а не к чистоте веры.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×