Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
28 мая 2018, 15:05
 Олег Гончаренко 4664

Кундюбочка и дрымба. Как в Чернянском районе прошёл X фестиваль «Лето красное»

27 мая районный праздник собрал более 50 коллективов и 242 народных умельца

Кундюбочка и дрымба. Как в Чернянском районе прошёл X фестиваль «Лето красное» Наталья Стасенко и Валерий Дьяченко. Фото Юрия Коренько
  • Олег Гончаренко
  • Статья

Фольклорный праздник близ Холковского Свято-Троицкого монастыря организовывают раз в два года на Троицу. «БелПресса» рассказывает, чем музыканты и рукодельники удивили гостей в этот раз.

Ободрал ложку – получил профессию

«У нас новые люди: мастера, исполнители, коллективы, – рассказывает Татьяна Романенко из оргкомитета. – Впервые играет карильон, впервые приехал Донецк. Из новинок также картинная галерея художников-любителей и площадка мастер-классов. Зарегистрированы 242 мастера декоративно-прикладного творчества».

С утра на фестивальной поляне – выставка-продажа сувениров и угощений. Между ними встречаются разного рода умельцы.

Пожилой ложкарь, народный мастер области Николай Ракитянский из села Подольхи Прохоровского района освоил ремесло ещё в 1980-х.

«Столярное ремесло и рисование любил ещё со школы. Когда‑то ободрал для школьной выставки старую ложку из дома, украсил. Затем сделал свою. Потом вдруг заказали пару штук и пошло-поехало. Ложки можно делать из любого дерева. Мне больше всего нравятся текстуры груши и абрикоса», – признаётся мастер.

Ложку он вырезает минут за 15. Потом – раскраска, выжигание узора. С древесиной проблем нет, рубить не приходится. В заболоченных местах близ истоков Северского Донца в Подольхах её навалом.

  • Наряд на Троицу.

Варган – это зубатка

Валерий Дьяченко крутит ручку колёсной лиры. Наталья Стасенко свистит на свирели. Это группа «Добра степь» из села Белогорье Воронежской области. Они сами делают колёсные лиры, гусли, варганы, свирели, сопелки. Струны современные, всё остальное самодельное. Можно послушать, как поют и играют ребята. Можно самому пощипать струны.

Рядом лежат замысловатые палки.

«Это не музыкальный инструмент, это ходули! – смеётся Наталья. – Валера дома ведёт фольклорный кружок, занимается с детьми».

Варган, по словам музыкантов, на Руси назывался зубаткой, потому что для игры его прикладывают к зубам. Гуцулы называют его дрымбой.

Валерий начинал когда‑то с африканских барабанов. Потом занялся русской музыкой. Делает инструменты на заказ и может научить играть.

«В основе всех песен есть шесть аккордов: три минорных, три мажорных. Три «лунных», три «солнечных». Традиционная русская музыка очень простая. Её всю можно сыграть на двух аккордах», – говорит музыкант.

«В лес пошёл и сделал»

На площадке мастер-классов дети учатся работать с деревом. Один старательно наждачит узловатый корень. Руководитель студии «Зри в корень» Ездоченского дома ремёсел Николай Урясов рубит топором огромную колоду – делает из неё гриб. И поясняет:

«Это корнепластика, лесная скульптура. Древнейшее искусство. Люди находили естественные природные формы, которые напоминали им знакомых животных. Включали фантазию. Детям очень нравится. Ходят по лесам, высматривают корни, ветки. Это абсолютный эксклюзив. Любая вещь не похожа на другую».

Пляски клуба любителей русского танца «Матаня» из Белгородского государственного центра народного творчества напоминают танцы из фильма «Любовь и голуби».

«Бытовые танцы – это танцы общения, дружбы. Только великий народ мог придумать такое. Никакой балетмейстер их не касался», – поясняет руководитель коллектива, заслуженный работник культуры РФ Владимир Белых.

 

Людей посмотреть и себя показать

Чернянские сёла представляют свои продуктовые бренды. У Русской Халани – кутья и огурчики с хреном, у села Орлик – молочная продукция.

Коллективы из Белгородской, Воронежской, Донецкой и Луганской областей сменяют друг друга на сцене. А после поют на поляне для себя, коллег и зрителей.

«Для нас здесь очень важно общение, – признаётся участница фольклорного ансамбля казачьей песни «Любавушка» из Краснодона Луганской области Елена Жукова. – Мы слушаем других участников, что‑то берём для себя. Сами поём старые казачьи песни нашего края, которые достались от бабушек. Стараемся сохранять их первозданность, аутентичность. Это значит, например, сохранять старые интонации, не переводить слова и выражения из прежнего сельского лексикона на современный язык. У нас есть песня про кундюбочку».

Кундюбочка – это приветливая, жизнерадостная хозяйка. В песне она кохалась с соколом.

Фольклор и классика

Органист белгородской филармонии Тимур Халиуллин, классический музыкант, на фольклорном фестивале оказался не случайно.

«Карильон придаёт русского народного колорита, несмотря на то что это европейский инструмент, – поясняет музыкант. – Но вот мало кто знает в России, что карильон всегда был и есть в Европе как раз народным, светским инструментом. 80 % его репертуара составляют народные песни и мелодии. Поэтому и у наших карильонных концертов есть свои народные хиты».

Следующий фестиваль «Лето красное» пройдёт в 2020 году. А в 2019-м проведут фестиваль «Казачий сполох».


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×